Акустика ссср высшего класса


Лучший советский Hi-Fi: колонки советские, акустика из СССР, стереосистема

Несмотря на то, что большинство работавших на территории СССР радиозаводов прекратили серийный выпуск аудиотехники в 90-х годах, интерес к теме советского Hi-Fi остаётся стабильно высоким – вероятно, по той причине, что даже с учётом недостатков, характерных для многих моделей советской звуковой аппаратуры, это были достаточно интересные и зачастую – достойно звучащие устройства. В нашем обзоре мы расскажем о 5 акустических системах, которые производились в СССР в 70-е и 80-е годы, и до сих пор являются предметом для дискуссий среди многих любителей музыки и винтажной техники.

Корвет 75АС-001

Акустические системы "Корвет 75АС-001" и "Кливер 75АС-001" производились с 1987 года на Кировском заводе “Ладога” и заводе “Красный Луч”. Благодаря стараниям разработчиков, эти советские колонки вобрали в себя лучшие технические достижения тех лет: они отличались высокой чувствительностью (91 дБ), способностью выдерживать высокую подводимую мощность (долговременная до 150 Вт, пиковая – до 300 Вт), и были оснащены системой защиты от перегрузок.

“75АС-001” стали одним из самых заметных достижений для советского Hi-Fi: конструкция корпуса была усилена элементами жесткости и дополнена специальным демпфирующими материалами, а весьма продвинутые по тем временам динамики (100ГДН-3, 30ГДС-1 и 10ГДВ-4) позволили расширить диапазон частот (25 Гц – 25000 Гц) и сделать АЧХ более равномерной. Акустические системы “75АС-001” проектировались с применением компьютерного моделирования, что позволило более точно рассчитать все необходимые параметры. Заявленная номинальная мощность – 35 Вт, максимальная – 150 Вт, пиковая – 300 Вт, масса – около 30 кг.

Эстония 35АС-021

“Эстония 35АС-021” – это весьма интересные, относительно компактные трехполосные акустические системы, которые производились с 1985 года на Таллинском заводе Пунане-РЭТ. Эта модель заметно выделяется среди других массово выпускавшихся советских колонок – как в части дизайна, так и по техническим решениям.

Визуально “35АС-021” напоминают некоторые модели японских колонок тех лет: простой, лаконичный и вместе с тем, достаточно интересный дизайн. Стоит отметить и любопытные технические решения, а именно – низкочастотные динамики с плоскими сотовыми диффузорами, а также твитеры с куполом из пенополистирольной бумаги.

Преимущества “35АС-021” – характерное для завода Пунане-РЭТ достаточно высокое качество сборки, объёмная стереопанорама, хорошая детальность и натуральность звучания на средних и высоких частотах. Среди недостатков некоторые владельцы отмечали нехватку низких частот, а также невысокую чувствительность – всего 85 дБ, в связи с чем для этих 8-омных колонок требовался достаточно мощный усилитель. Заявленный диапазон частот – 25 Гц – 31500 Гц, предельная мощность – 50 Вт, масса – 19,5 кг.

Электроника 150 АС-001

“Электроника 150АС-001” – это достаточно редкие акустические системы, разработанные ВНИИРПА им. А.С. Попова в конце 80-х годов. Интересная особенность этих колонок – излучатель Хейла, который работает здесь вместо более традиционного динамического твитера. Ещё один любопытный нюанс – акустическое оформление корпуса: помимо басового динамика диаметром 300 мм, каждая колонка оснащена пассивным излучателем, улучшающим отдачу на низких частотах. При этом для “150АС-001” не были характерны типичные проблемы многих фазоинверторных колонок в виде смазанного и недостаточно артикулированного баса, а также посторонних призвуков вследствие движения потока воздуха.

Кроме весьма незамысловатого, но вместе с тем, достаточно интересного внешнего вида, эти советские колонки ожидаемо отличались достойными характеристиками: диапазон частот 40 Гц – 20 000 Гц, плавная АЧХ и высокая чувствительность – 91 дБ. Заявленная долговременная подводимая мощность – 150 Вт. Советская акустика “Электроника 150 АС-001” была произведена сравнительно небольшой партией, и в данное время ценится среди коллекционеров и любителей винтажной техники.

Электроника 100АС-060

“Электроника 100АС-060” – это одна из самых интересных и технически продвинутых акустических систем, которые производились в СССР. Эти колонки выпускались с 1986 года Московским НПО “Торий” (в 1989 году появилась модифицированная версия – “100АС-063”). Несмотря на то, что эта модель является практически полной копией японских Fisher STE 1200, “Электроника 100АС-060” заслуживает пристального внимания.

Из интересных особенностей – применение в конструкции корпуса панели акустического сопротивления (ПАС) для лучшего воспроизведения басов, а также весьма интересные динамики с металлизированными диафрагмами: низкочастотный ГД-01-25 с диффузором из вспененного никеля, среднечастотник ГД-01-230 с алюминиевым куполом, а также твитер ГД-01-1000 с мембраной из алюминиевой фольги.

Вся эта технически сложная конструкция была весьма непроста в серийном производстве, что логичным образом сказывалось на розничной цене: в советские времена эти колонки стоили очень дорого, и выпускались сравнительно небольшими партиями. Ради справедливости стоит отметить, что одновременно производились более компактные и доступные модели колонок “Электроника” с металлизированными диффузорами, такие как “75АС-065” или “50АС-061”.

Что касается технических характеристик “Электроники 100АС-060”, паспортная мощность составляла 100 Вт, диапазон частот 30 Гц – 25 000 Гц, сопротивление 8 Ом. Масса колонок соответствует их высокому классу: 51 кг. Благодаря продуманной конструкции и применению необычных динамиков, эти колонки из СССР полюбились многим аудиофилам – за их детальное звучание, которое особенно хорошо раскрывалось при прослушивании классической музыки.

Radiotehnika 35АС-212

“35АС-212” – это одна из самых массовых моделей советских акустических систем, которые производились с начала 80-х годов силами ПО “Радиотехника”. Эти колонки являются модернизированной версией “35АС-1” – первой модели из обширного семейства подобных акустических систем, которые соответствовали Hi-Fi стандарту. “35АС-212” производились огромными партиями, и стали в своё время “народными” – относительно доступными для покупателей Hi-Fi колонками. В маркетинговых целях и с прицелом на экспорт в зарубежные страны, этой модели также дали название “S-90”.

Акустические системы “35АС-212” не были лишены недостатков, связанных как с самой конструкцией и применяемыми динамиками, так и с качеством серийного производства: к примеру, встречались случаи, что при сборке и подключении динамиков на заводе была перепутана фазировка, что негативно сказывалось на звучании. На сегодняшний день можно найти пары “S-90”, у которых среднечастотный, высокочастотный динамики и порты фазоинвертора расположены “зеркально”, а также те, у которых динамики и воздуховод смещены в одну сторону (вправо или влево). Зеркальные пары S-90 встречаются реже и ценятся выше.

Колонки “S-90”, как и множество их вариаций, производившихся в советские времена на разных заводах, породили немало дискуссий относительно качества их звучания: кто-то считает его вполне приемлемым для своего времени, многие – наоборот, отмечают, что такой звук попросту неприятен для слуха. Несмотря на все противоречия, “S-90” и схожие с ними аналогичные модели пользовалось очень большим спросом.

Что касается технических характеристик “35АС 212”, стоит отметить широкий диапазон воспроизводимых частот (31,5 – 20 000 Гц), с присущей этим колонкам “басовитостью”, а также невысокую чувствительность (всего 85 дБ), в связи с чем для уверенной “раскачки” этих колонок подходил далеко не каждый усилитель. Номинальная мощность “35АС 212” – 35 Вт, максимальная – 90 Вт, сопротивление – 4 Ом, масса – 23 кг.

ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ


Поделитесь статьей с друзьями

Сравнение акустики ссср

Сохранить и прочитать потом —. В предыдущем путеводителе для начинающих меломанов , посвященном акустике помещения мы выяснили, что любая комната — своего рода резонатор, драматически влияющий на характер звучания системы. Теперь пришла пора поговорить непосредственно об источниках этого самого звучания, то есть об акустических системах. Чтобы как следует разобраться в процессах, происходящих в ящике, на стенке которого смонтирован один или несколько динамиков, нужно вдумчиво прочитать пару-тройку книжек, в каждой из которых формул больше, чем во всем школьном курсе физики. Я забираться в такие дебри не буду, так что не стоит данный материал как исчерпывающий анализ или руководство по постройке аудиофильских колонок.


Поиск данных по Вашему запросу:

Сравнение акустики ссср

Схемы, справочники, даташиты:

Прайс-листы, цены:

Обсуждения, статьи, мануалы:

Дождитесь окончания поиска во всех базах.

По завершению появится ссылка для доступа к найденным материалам.

Содержание:

  • Акустика СССР
  • Советские колонки - какие лучше звучат?
  • Акустика СССР
  • Эстрадная акустика. Как ставят звук на концертных площадках.
  • Обзор советских акустических систем
  • Эксперименты с широкополосниками СССР в разном оформлении
  • ГОСТ 23262-88
  • Азы акустики для чайников: типы акустического оформления колонок, статья. Журнал "Stereo & Video"

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Корвет 150ас-001 электроника СССР - №3

Акустика СССР


Казалось бы, советская эпоха уже давно канула в лето, но до сих пор к нам обращаются с просьбой отремонтировать раритетный винил или усилитель мощности времен СССР. Отдельно можем отметить советские акустические системы, которые и поныне впечатляют своих владельцев своей работой, достаточно провести в этом случае ремонт или восстановление динамиков, поменять вышедшие из строя резисторы и вуаля - советская электроника еще не один год будет в строю.

В данном обзоре речь пойдет о акустических системах из нашего детства, мы рассмотрим краткий обзор некоторых моделей советских акустических систем. Но все ли было настолько плохо, как обычно представляется современному пользователю акустических систем высшего класса.

Давайте сделаем небольшой экскурс и представим себе, какой путь прошла советская акустическая система. Но в середине века, а именно в году, советское руководство приняло единый стандарт, который определял основные параметры техники для радиовещания.

Этот год стал переломным в области разработок моделей акустики. На то время многие технологии такого производства были впечатляющими. Например, громкоговоритель или другими словами — электродинамическая головка , в которую был установлен подмагничивающий элемент.

Такие динамики, даже при скудном оформлении корпуса, звучал достаточно качественно. Многие современные пользователи акустики могут с первого раза и не понять, что звучит именно советский динамик. Причины такого волшебства установить трудно. После такого прорыва имеется в виду установленный в году ГОСТ начали выпускаться новые модели приемников, которые были на протяжении нескольких десятков лет единственным источником для музыки на дискотеках, в домах.

Интересно, что производилась такая аппаратура вручную. Именно тогда на свет появилась первая в СССР радиола, которая была сконструирована ламповым методом. В состав радиолы входил электрофон, который проигрывал виниловые пластинки, а также приемник, излучавший звук. Сегодня такую радиолу можно встретить только у поклонников ретро, в основном — в качестве интерьерного оформление. С акустической точки зрения такая техника существенно устарела.

Следующий этап советской акустики. Впоследствии стали производиться магнитофоны транзисторного типа. Такая техника была способной к развитию большей выходной мощности.

Несмотря на свою цену около пяти месячных окладов простого инженера , магнитофоны приобрели большую популярность. Такое оборудование не могло обойтись без новейших моделей акустики.

Впоследствии такая модель стала наиболее распространенной на многие годы. В систему удалось внедрить новый тип громкоговорителя длинноходового типа, который был дополнительно оснащен подвесным диффузором из латекса.

Но стоит признать, что такая техника была низкокачественной. Особенно конструкция, то есть сама сборка колонок. Многие даже ставили эксперименты: при работающей на сильную мощность колонке подносили зажженную спичку к задней стенке корпуса. Струя воздуха, выходящая из небольшой щели, моментально тушила спичку. Акустическая система в этом модельном варианте была значительно усовершенствована: в ней был установлен новый качественный динамик и достаточно качественно собран корпус. RU UA. Обзор советских акустических систем Дата публикации До недавнего времени нашим бабушкам, дедушкам и даже родителям приходилось довольствоваться советской радиотехникой, с помощью которой можно было прослушивать музыкальные композиции.

Ни о каких домашних кинотеатрах, разумеется, и речи не могло быть. Появлению акустики, похожей на современные модели, предшествовал период обычных радиовещателей, с помощью которых люди могли слушать музыку.

Остановимся в году, который стал еще одним акустическим прорывом в области разработки приемников. Ламповые проигрыватели были не таким уже распространенным явлением в домах трудящегося народа. Акустика была дорогой и выпускалась небольшими партиями.

В инженеры прибалтийских стран взялись за простое копирование зарубежных аналогов АС. Современного пользователя АС можно удивить следующим фактом: такой корпус, какой был спроектирован в модели 35АС-1, сейчас не удастся найти даже в самых дорогостоящих АС. Инженерам еще не была известна ДВП, однако они справились с такой неприятностью.

Корпус был изготовлен из фанеры, которая тогда применялась в авиастроении. Боковые и задняя панель были изготовлены из дерева ценнейших пород. Вес акустики 35АС-1 составлял целых 23 килограмма. Данная модель для советских меломанов была настоящей живой легендой.

Ничего подобного советский человек не видел. Уже сегодня, когда есть возможность сравнить западные модели того времени с советскими, многие меломаны утверждают, что 35АС-1 была намного лучше и качественней по звучанию. Советские акустические системы окончательно развились в модель 75АС, которая стала венцом всего инженерного проектирования советского периода. В разработке этой модели впервые применились математические методы разработки. Более того, для оптимизации различных элементов например, головки и кроссовера применялись ЭВМ аналоги современных компьютеров.

В модели 75АС в первую очередь был установлен высочайшего на то время качества громкоговоритель. Для советской акустики чувствительность в 91 дБм была невероятным явлением.

Электродинамическая головка громкоговоритель обеспечивал помимо прочего неплохой частотный диапазон. Звук можно было слышать в диапазоне от 25 до 25 тысяч Гц. Громкоговоритель не имел таких больших акустических искажений, которые наблюдались в предыдущих моделях. Всего за советский период было выпущено около пятидесяти моделей акустических систем. Среди них были явные провалы, которые даже не запомнились, но были и неплохие варианты акустики.

Их мы и рассмотрели. Ответ администрации магазина: Мы не научно-технический институт. Использование материалов этого сайта возможно только с ссылкой на источник. Написать отзыв.


Советские колонки - какие лучше звучат?

В последнее время все чаще и чаще любителей хорошего звука интересуют старые советские колонки. Сегодня эта акустика пользуется большим спросом и продается, как ни странно, не так уж и дешево. Стоит ли покупать советские колонки? Попробуем разобраться в этом вопросе.

ЛЕГЕНДАРНАЯ АКУСТИКА Техника СССР, Акустика Корветы, если я не ошибаюсь, лучше с С сравнивать. kcduke.

Акустика СССР

Представим себе человека, который интересуется музыкой, но никогда не обращал внимания на качество звука. Денег у него, как правило, немного, да и жалко тратить, неизвестно пока на что. Как раз для такого человека будет очень полезен наш тест полочных АС, и как раз в этом ценовом диапазоне можно найти колонки, способные продемонстрировать настоящее Hi-Fi-качество звука. Да, придется сделать небольшую скидку на глубину баса. Но, с другой стороны, полочная акустика, как правило, лучше играет на малой громкости, чем напольная, да и разместить ее в комнате будет проще. Дюжина колонок — богатый выбор. Уверен, что среди них найдутся очень и очень достойные экземпляры. АЧХ и КНИ покажут нам, насколько безупречно выполнена конструкция колонки с технической точки зрения. Вместе с конструктивными особенностями модели это составит оценку конструкции. Прослушивание внесет свои коррективы и позволит выявить характер звучания АС.

Эстрадная акустика. Как ставят звук на концертных площадках.

Люди ходят на концерты ради получения удовольствия. Конечно существуют люди получающие странное удовольствие от прослушивания подобных суррогатов. Но их гораздо меньше чем даже процент представителей ЛГБД сообщества. А концертные мероприятия рассчитаны все же на массовую аудиторию.

Регистрация и вход.

Обзор советских акустических систем

Они гремели на школьных вечерах и дискотеках. Их использовали во время концертов и выступлений. Это устройство позволяло создать звуковой эффект во всех квартирах небольшой пятиэтажки. Они не были самыми мощными в своем классе и требовали установки соответствующего усилителя. Охота за рабочими экземплярами продолжается до сих пор.

Эксперименты с широкополосниками СССР в разном оформлении

Эксперименты с акустическим оформлением широкополосных динамиков производства СССР дают великолепные результаты по звуку. Был в гостях у Михаила Уракова, проговорили больше 2-х часов. Время пролетело абсолютно незаметно. Поговорили и про динамики, и про диффузоры, и про акустику Терагаки, и про асимметрию, и про психоакустику Михаил очень интересный собеседник, очень много всего знает в самых разных областях. Можно было бы и еще несколько часов пообщаться, да уезжать пора было. В общем здорово, с пользой провел время.

Все-таки мы ведем речь о стандартах работы на уровне Hi-Fi, и акустика вызвало опасения насчет правомочности их сравнения с остальными АС.

ГОСТ 23262-88

Сравнение акустики ссср

При самых обычных головках эти АС принципиально отличались от всех других наших и зарубежных, аналогов не знаю ни до, ни после. Что это? Какие ещё головки выпускались на БЭМЗе?

Азы акустики для чайников: типы акустического оформления колонок, статья. Журнал "Stereo & Video"

Посвящается тем, у кого есть свободное время. Открываем популярный журнал про хороший звук и с удовольствием смотрим на изящные образы если не сказать образА акустических систем, а посмотреть есть на что. Мощные башни ощетинились во все стороны динамиками, блестят своими лакированными боками, давят паркет острыми шипами и вообще вызывают чувство глубокого уважения. Похоже, у них есть только один недостаток — это, конечно, цена. Возникает вполне логичный вопрос, а что если сделать копию какого-либо монстра самому?

К летию со дня рождения Ю. Публикация: "Из истории Группы изучения реактивного движения".

Switch to English регистрация. Телефон или email. Чужой компьютер. Колонки и Динамики Акустика и аудиотехника Клуб любителей акустики и аудиотехники. Для всех любителей колонок, динамиков, аудиотехники и аудиоаппаратуры.

В последний год заметно вырос интерес к старой радиотехнике, изготовленной в СССР. В частности, достаточно часто можно встретить объявления о продаже акустических систем АС тех времен. Но, указанная цена на такие АС вызывает недоумение ввиду явной своей завышености.


История системы звукового наблюдения (SOSUS) – открытие звука в море

Перейти к содержимому

Холодная война: история системы звукового наблюдения (SOSUS)Крис Ноултон2022-01-14T12:12:51-05:00

Конец Второй мировой войны (WWII) ознаменовался началом холодной войны между Советским Союзом и Соединенными Штатами и их союзниками. К началу 1950 года ВМС США осознали, что советские подводные лодки, созданные на основе лучших немецких технологий времен Второй мировой войны, представляют серьезную угрозу безопасности Америки. Было проведено несколько секретных технических совещаний для обсуждения угрозы со стороны советских подводных лодок. Фредерик Хант, который был главой Лаборатории подводного звука Гарвардского университета во время Второй мировой войны, утверждал, что ВМС США могут использовать канал SOFAR (для фиксации звука и определения дальности) для обнаружения подводных лодок на расстоянии сотен миль путем прослушивания шумов, которые они производят. .

Канал SOFAR был открыт ближе к концу Второй мировой войны, когда ученые поняли, что в океане существует звуковой канал, позволяющий низкочастотному звуку распространяться на большие расстояния. Во время Второй мировой войны ВМС США экспериментировали с использованием низкочастотных передач дальнего действия в качестве спасательного средства. Идея заключалась в том, что выжившие после сбитого самолета или тонущего корабля могли сбросить небольшой заряд взрывчатого вещества, предназначенный для взрыва в звуковом канале океана. Затем время прибытия сигнала на несколько широко разнесенных береговых станций прослушивания можно использовать для расчета положения спасательного плота (см. Как звук используется для навигации под водой?). Проект получил название SOFAR, что дало название каналу SOFAR.

Первые станции SOSUS располагались от Барбадоса до Новой Шотландии на огромном полукруге, обращенном к северной части Атлантического океана. Whitman, 2005.

Под покровом строжайшей секретности в конце 1950 года Управление военно-морских исследований (ONR) финансировало Американскую телефонную и телеграфную компанию (AT&T) и ее производственное подразделение Western Electric для разработки системы подводного наблюдения, предназначенной для обнаружения и отслеживания советских подводных лодок по каналу SOFAR. Первоначальная попытка носила кодовое название Project Jezebel. Получившаяся в результате система получила строго засекреченное название Sound Surveillance System (SOSUS). В конце концов ему было присвоено несекретное обозначение «Проект Цезарь».

В ходе экстраординарных инженерных усилий на дне океана были размещены массивы гидрофонов. Гидрофоны были соединены подводными кабелями с центрами обработки, расположенными на берегу, которые назывались «Военно-морские объекты (NAVFAC)». Первый прототип полноразмерной установки SOSUS — горизонтальный линейный массив из 40 гидрофонов длиной 1000 футов, уложенный на морское дно на глубине 440 футов, — был развернут у острова Эльютера на Багамах в январе 1952 года. После испытаний в котором группа оказалась способной обнаружить подводную лодку США, ВМС решили установить аналогичные группы вдоль всего восточного побережья США.

Два года спустя военно-морской флот решил распространить систему на Западное побережье и Гавайи. Эти ранние линейные массивы SOSUS были расположены на краю континентального шельфа, обращенного вглубь океана. В то время длина кабеля была ограничена менее чем 150 милями (241 км), и поэтому NAVFAC должны были располагаться на прибрежных участках, где разрыв шельфа ближе всего подходил к суше.

Для анализа сигналов AT&T приспособила устройство, называемое звуковой спектрограммой, которое недавно было изобретено для анализа звуков речи. Инструменты низкочастотного анализа и записи (LOFAR), установленные в NAVFAC, были разработаны для анализа низкочастотных подводных звуков, чтобы показать, какие частоты присутствуют. Отличительные звуковые сигнатуры, генерируемые подводными лодками, затем можно было увидеть в так называемых LOFAR-граммах.

Слева, NAVFAC Centerville Beach, 225 миль к северу от Сан-Франциско, Калифорния. Справа смотровая площадка SOSUS на пляже NAVFAC Centreville Beach. Каждый «грамм-писатель» LOFAR производил отображение частоты и времени звука, поступающего в массив с определенного направления. Whitman, 2005.

Система SOSUS очень успешно обнаруживала и отслеживала шумные дизельные, а затем и атомные советские подводные лодки времен холодной войны. Моряки, работавшие с ранними установками SOSUS, также уловили некоторые звуки, источники которых сначала были неизвестны. Один конкретный неизвестный звук был приписан «чудовищу Иезавели». Позже выяснилось, что этот звук представляет собой низкочастотную вокализацию синего и финвалового китов.

По мере того, как все большее количество советских подводных лодок начало заходить в Северную Атлантику с баз в Баренцевом и Белом морях, в Исландии и Уэльсе были созданы дополнительные NAVFAC. К середине 1970-х система SOSUS состояла из 20 NAVFAC, двух команд Ocean Systems (COMOCEANSYSLANT и COMOCEANSYSPAC) и около 3500 человек.

SOSUS в середине 1970-х гг. Черные звездочки обозначают сайты NAVFAC; две белые звезды представляют команды системы океана. Изображение предоставлено Ассоциацией выпускников IUSS-CAESAR (https://www.iusscaa.org/).

В 1980-х годах усовершенствованная кабельная технология, тесно связанная с технологией, используемой в трансокеанских телефонных кабелях, также позволила разместить массивы дальше от NAVFAC. Например, все прибрежные объекты в Атлантике и Карибском бассейне были заменены Морским комплексом обработки океанов (NOPF) Dam Neck. Кроме того, сеть стационарных антенных решеток была дополнена кораблями акустического наблюдения, на которых была развернута сенсорная система наблюдения с буксируемой решеткой (SURTASS), которая представляла собой буксируемую линейную решетку длиной более 8000 футов. Вся система, включающая как стационарные, так и буксируемые группы, получила название Интегрированная система подводного наблюдения (IUSS). Система достигла пика холодной войны с 11 кораблями NAVFAC / NOPF, 14 кораблями SURTASS, двумя командами Ocean Systems и укомплектована примерно 4000 человек в конце 19 века.80-е годы.

ИУСС в конце 1980-х гг. Черные звездочки обозначают сайты NAVFAC или NOPF; две белые звезды представляют команды системы океана. Ассоциация выпускников IUSS-CAESAR (https://www.iusscaa.org/).

В конце концов, советская разведка узнала о существовании SOSUS и его замечательном успехе в отслеживании советских подводных лодок на больших расстояниях с помощью информации, предоставленной шпионской сетью Уокера-Уитворта. Джон Уокер был уорент-офицером ВМС США и экспертом по связи с подводными лодками, который продавал Советскому Союзу бесчисленные военно-морские сообщения с 1968 до его ареста в 1985 году. Джерри Уитворт был еще одним специалистом по связи ВМФ, нанятым Уокером для помощи в его шпионской деятельности. В ответ ВМФ России работал над тем, чтобы заставить свои подводные лодки замолчать. К концу «холодной войны» в конце 1980-х годов возможности МССС по обнаружению и отслеживанию советских атомных подводных лодок на дальних дистанциях значительно снизились. Современные дизель-электрические подводные лодки еще тише и их труднее обнаружить пассивным прослушиванием.

Сочетание окончания Холодной войны и улучшенных технологий привело к тому, что система стала намного меньше. К 2010 году осталось только два НОПФ, пять кораблей SURTASS (все в Тихом океане), единое системное командование и около 1000 человек личного состава.

IUSS в 2010 г. Черные звездочки обозначают сайты NOPF; одна белая звезда представляет Командование подводного наблюдения. Ассоциация выпускников IUSS-CAESAR https://www.iusscaa.org/. Изображение предоставлено Ассоциацией выпускников IUSS-CAESAR (https://www.iusscaa.org/).

Даже во время холодной войны ВМС США разрешили небольшому количеству океанографов использовать систему SOSUS для исследований. Одним из первых приложений было измерение скорости и направления глубоководных океанских течений с помощью поплавков. Поплавки были спроектированы так, чтобы дрейфовать по течению и передавать низкочастотные акустические сигналы через равные промежутки времени. Первоначально акустические сигналы были получены на массивах гидрофонов SOSUS, а время прибытия использовалось для расчета положения поплавков. Поплавки назывались поплавками SOFAR.

С окончанием холодной войны ВМС США предоставили гражданским ученым больше доступа к системе SOSUS для фундаментальных исследований. Система использовалась для изучения подводных извержений вулканов и землетрясений с начала 1990-х годов. Он также использовался для изучения морских млекопитающих и их вокализации. Наконец, он использовался для измерения крупномасштабной изменчивости температуры океана путем проведения точных измерений времени прохождения между удаленными космическими источниками и приемниками SOSUS.

Благодарности
Частично адаптировано (с разрешения) из Whitman, E. (2005). SOSUS: «Секретное оружие» подводного наблюдения. Подводная война . 7 (2).

Дополнительные ссылки на DOSITS

  • Как звук используется для поиска подводных лодок?
  • Как звук используется для измерения глобального изменения климата?
  • Как звук используется для изучения распространения морских млекопитающих?
  • Как звук используется для изучения подводных землетрясений и извержений вулканов?
  • Массивы гидрофонов
  • Гидрофон/приемник
  • Система звукового наблюдения (SOSUS)

Каталожные номера

Ссылка для загрузки страницы Перейти к началу

ШКАФ / Акустика войны

Зима 2001–2002 гг.

Убей меня громко

К началу 1990-х Соединенные Штаты пересматривали свое представление о себе. Крупнейшие конфликты прошлого века — две мировые войны и Вьетнам — по большей части уже ушли в историю (для молодого поколения они были лишь очередным медийным кичем). Но затянувшаяся холодная война десятилетиями удерживала Соединенные Штаты в оборонительной позиции; теперь, когда СССР распался, США больше не беспокоила угроза ядерной атаки. Военным требовалось оружие, которое отражало бы новую международную роль США. Что делать? В 1991 января Пентагон издал директиву об испытаниях нового класса оружия: это оружие, названное «несмертельным», должно было выводить из строя цели «таким образом, что смерть или тяжелая необратимая инвалидность были маловероятными».

Большая часть международной политики на тот момент сводилась к борьбе с беспорядками. США превратились в странствующего интервенциониста, балующегося санкциями Организации Объединенных Наций и рассматривая региональные стычки так, как если бы они были протестами на митинге в колледже. Для оптимистично настроенной военной администрации несмертельное оружие было гуманитарным противоядием от атомных бомб. К 1996 года США инвестировали почти 37 миллионов долларов в исследования нелетального оружия.

Идеология «несмертельного» оружия не нова. Полиция использовала химические аэрозоли и резиновые пули, чтобы подавить внутренние беспорядки в США на протяжении 1960-х годов. Вторая волна нелетальных средств была введена во время войны в Персидском заливе, а затем, позже, в Сомали в 1994 году: липкая пена, чтобы прикрепить человека к объекту или другому человеку; каустики для растворения шин и дорог; лазеры для дезориентации и временного ослепления; акустическое оружие, которое использовало шум с высоким уровнем децибел, чтобы вызвать боль, или инфразвук, чтобы вызвать невыносимую тошноту. США уже обнаружили, сбрасывая бомбы над Вьетнамом, что внезапный шум в высоком децибеле может оглушить людей, хотя это не было тем, что предполагалось исследователями нелетального действия. (1907 Гаагская конвенция прямо запрещает использование «оружия, снарядов или материалов, рассчитанных на причинение ненужных страданий».) Но возникает интересный вопрос: возможно ли воспроизводить звук с точным уровнем децибел, вызывающий боль, без необратимого повреждения слуха? Кроме того, были неофициальные данные, предполагающие, что при правильной частоте инфразвук «разжижает кишечник [людей] и превращает их в дрожащие диарейные массы». [1]

К середине 1990-х в большинстве крупных газет сообщалось о появлении нелетальных технологий. Поиск Lexis-Nexis по ключевым словам «акустическое оружие» и «акустическая война» выдал группу статей из 19с 94 по 1999 год. Международные газеты сообщали, что акустическое оружие «близко к тому, чтобы стать реальностью». В 1997 году статья US News & World Report , посвященная нелетальным действиям, цитировала генерального директора SARA [Scientific Applications & Research Associates, ведущего исследовательского подразделения Пентагона в области акустики] о том, что они уже построили прототипы акустических ограждений, и что акустические пушки будут доступны всего через один-два года. К 1999 году Хьюман Райтс Вотч выпустила меморандум, в котором предлагалось добавить в Конвенцию об обычном оружии новый протокол, касающийся акустического оружия.

Это было последнее упоминание нелетального оружия в средствах массовой информации. Я предположил, что Пентагон находится на последней стадии разработки и поднял проект до уровня сверхсекретности, но пресс-агент SARA осторожно сообщил мне по телефону, что они больше не занимаются исследованиями нелетальной акустики. «Мы не смогли найти подходящий механизм для преследования», — сказали мне. «Акустика не подтвердилась». Когда я позвонил в Институт технологий нелетальной защиты штата Пенсильвания, меня направили к Дейву Суонсону, специалисту по акустике, которого Пентагон прислал для оценки проводимых акустических исследований.

Суонсон сказал мне, что Пентагон решил прекратить финансирование SARA в области акустики в основном на основании его выводов. Он объяснил, что звук высокого уровня в децибелах может непреднамеренно оглушить цель, а США не придумали, как создать портативное оружие с достаточной энергией для питания и направления низкочастотного инфразвука на любое значительное расстояние. Суонсон думал, что это физически невозможно сделать из-за огромных энергетических потребностей низкочастотного звука. В своих экспериментах Суонсон не обнаружил ни одного повторяющегося случая воздействия низкочастотных звуков на большое население, как надеялся Пентагон. «Их отношение было таким: «Если мы не можем поставить их на землю, мы не хотим об этом слышать»» 9.0003

Помимо того, что требуется большое количество энергии и его трудно использовать с портативным устройством, инфразвук плохо работает в воздухе, где звуковые волны имеют тенденцию отражаться от тела. [2] Низкочастотный звук распространяется во всех направлениях, и его трудно направить. (Инфразвук измеряется на частоте 20 Гц и ниже, ультразвук на частоте 20 кГц и выше.) Длина волны пропорциональна апертуре направляющего ее устройства, поэтому для инфразвука требуется очень большая апертура. Напротив, ультразвук использует очень маленькую апертуру. Его дешево произвести и относительно легко направить, но ультразвук обжигает поверхностные ткани и разрушает органы (медицинский ультразвук используется для разрушения камней в почках) и поэтому не приспособлен для несмертельных целей.

Инфразвук — удивительно эффективное оружие при правильных условиях. Небольшой процент населения настолько невыносимо чувствителен к инфразвуку, что их тошнит рядом с океаном (который естественным образом генерирует низкочастотные сигналы) и они могут ощущать или «слышать» землетрясения за сотни миль. Сверхнизкие частоты вызывают у большинства людей тошноту и дезориентацию в правильных условиях (то есть, если звук может легко соединиться с их телом, что он и делает под водой или в камере высокого давления).

Известны случаи, когда люди сталкивались с низкочастотными звуками в таких условиях. В одном случае Уолт Дисней и его команда мультипликаторов замедлили 60-тактный звук паяльника в короткометражном мультфильме. При низкой частоте 12 циклов они заболевали в течение нескольких дней после этого. Изобретатель Никола Тесла экспериментировал с низкочастотными вибрирующими платформами, которые он приводил в движение с помощью простых «эксцентричных» колес. Он обнаружил, что стояние на платформе в течение минуты вызывает приятное возбуждение в теле. Пребывание на платформе дольше минуты вызывало раздражение у его подопытных и опасно повышало их кровяное давление. Его друг Марк Твен однажды поднялся на платформу и отказался спускаться. Как пишет автор Джерри Вассилатос, «беспокойство Теслы было заглушено как вибрирующей машиной, так и ликующими возгласами и похвалами Клеменса. Еще несколько секунд, и Клеменс чуть не испачкал свой белый костюм. [3]

В 1957 году изобретатель и ученый-робот Владимир Гавро попытался создать низкочастотное оружие после случайного воздействия инфразвука. Работая в бетонном здании, в котором располагалась его лаборатория, он и его коллеги-исследователи периодически испытывали изнурительную тошноту. Он обнаружил, что тошнота прекращалась, когда некоторые окна в здании были заблокированы. В конце концов, инженеры обнаружили проблему в неправильно установленном вентиляторе с приводом от двигателя, который активировал инфразвуковой резонанс в большом воздуховоде, где он находился. Двигатель в сочетании с остальной частью бетонного здания, представляющего собой большой корпус, образовывал инфразвуковой усилитель. Закрытие окон изменило резонанс здания и изменило его инфразвуковую высоту. Гавро, убежденный, что открыл новое оружие, создал несколько копий оригинального воздуховода. Он прокачивал разные частоты звука через массивные воздуховоды диаметром 6 футов и длиной 75 футов. При воздействии инфразвука исследователи почувствовали «давление на глаза и уши… их внутренние органы были наполнены непрерывными болезненными спазмами… и каждая опора и сустав массивной конструкции [на которой покоился воздуховод] болтались и взолнованный." [4]

Хотя у каждого военного проекта есть свои заговорщики, я нашел в Интернете сотни историй, предполагающих, что правительство США испытывает акустическое оружие на своих гражданах. У правительства США тоже есть свои теории заговора. Майор Джозеф Кук III в своем справочнике «Нелетальное оружие » предположил, что у русских есть пистолет, который стреляет акустическими пулями с частотой 10 Гц размером с бейсбольный мяч с расстояния в сотни ярдов. В течение многих лет утверждалось, что нацисты разработали звуковую пушку настолько мощную, что она могла сбить с неба бомбардировщик B-17. Но они появляются только как анекдотические истории. Некоторые из реально существующих акустических прототипов оказались жизнеспособными. В свои 1981 книга Борьба с беспорядками полковник Рекс Эпплгейт продемонстрировал чертеж творога (который он метко назвал «отпугивателем людей»), который выглядит как британская полицейская дубинка и издает пронзительный пульсирующий звук, равный 120 децибелам на высоте 30 футов. Суонсон направил меня к двум видам оружия: устройству сжатия воздуха [CAD] и кольцевой вихревой пушке. CAD генерирует энергию на определенной низкой частоте от двигателя внутреннего сгорания в его основании и направляет звук через длинную трубу. Кольцевая вихревая пушка, которую Суонсон считает наиболее жизнеспособным из акустических орудий, на самом деле является акустической и кинетической пушкой, которая посылает инфразвуковую ударную волну в форме пончика в сочетании с токсичным химическим распылением. Вихревое кольцо движется со скоростью сотни миль в час и поражает цель с силой резинового одеяла.

Ультразвук тоже имеет своих приверженцев. В течение многих лет самопровозглашенные футурологи, такие как команда мужа и жены Джанет и Крис Моррис, предсказывали другой вид ультразвукового оружия: акустические голосовые растения, которые могут заставить цель вообразить, что она слышит голоса в своей голове. Слайд в формате PowerPoint из выступления Суонсона в 1999 году объяснял технологию более подробно: два высокочастотных звуковых луча смешиваются, создавая «разностный тон», который слышен с «лазерной направленностью». (Слышимый звук в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц имеет тенденцию рассеиваться во всех направлениях, как инфразвук.)

15 мая 2001 года газета New York Times сообщила, что аспирант по имени Ф. Джозеф Помпей создал первый акустический луч с помощью ультразвука: «В результате звуковой прожектор не генерирует слышимый звук напрямую. Он генерирует ультразвуковой луч, который действует как длинный тонкий громкоговоритель и издает слышимый звук — вторичный эффект». Помпей сказал репортеру, что люди писали ему, обеспокоенные «коварным использованием луча для контроля над разумом». раза также упомянул, что American Technology Corporation (исследовательская организация, похожая на SARA) уже разослала оценки военным подрядчикам.

Слышимые, психологически тревожные звуки также использовались с неоднозначными результатами. В 1990 году громкая музыка вынудила Норьегу покинуть посольство Ватикана в Панаме, а во время противостояния в Вако в 1993 году Джанет Рено играла тибетские песнопения и хэви-метал. Суонсон объяснил, что проблема с использованием музыки в качестве инструмента для рассеивания заключается в том, что нет определенного типа музыки, который бы не нравился людям, как и в случае с дурно пахнущими запахами, настолько ядовитыми, что они заставят людей эвакуироваться. Когда их проверили как потенциальные несмертельные вещества, исследователи обнаружили, что некоторых людей возбуждали несколько более пьянящих ароматов. Суонсон предлагает исследовать звуки, которые повсеместно дезориентируют, например, скрежет ногтей по доске. «Если вы разложите их частоты, — сказал он, — они будут распространяться почти так же, как симфония. Так что же делает их такими неприятными?»

Однако, в конечном счете, Суонсон более осторожно относится к инфразвуку и акустическим испытаниям с высоким уровнем децибел. Когда я спросил представителя SARA, прекратила ли она акустические исследования из-за сложности управления низкочастотным звуком, мне ответили: «Нет. Вы можете управлять им довольно хорошо. Просто не было реальной возможности дозвона». Он объяснил, что оружие с громкостью, скажем, 137 децибел и предназначенное для цели на расстоянии 100 футов, может легко вызвать глухоту у человека, находящегося на расстоянии десяти футов. Нелетальные технологии могут оказаться «хуже, чем летальные», по словам Харви Сапольски, главы отдела исследований в области безопасности в Массачусетском технологическом институте и одного из первых, кто обратил внимание на нелетальные средства в США. Когда я разговаривал с Сапольски по телефону, он рассказал мне истории, которые слышал об израильтянах, сдирающих резину с пуль, и об американцах, использующих лазеры для освещения сомалийских целей, чтобы стрелять по ним.

«Наши уши — это наш основной датчик, — говорит мне Суонсон. «Звук может вызвать беспокойство и стресс, но громкий звук не поставит вас на пол и не удержит там. Это не сделает 100% или 70% [людей] больными, как это сработает для 1% или 0,01% населения. Тошнота не является повторяющимся эффектом для населения в целом, в отличие от глухоты. Если вы сделаете всех глухими, ваше оружие не будет работать так хорошо».

Сапольски соглашается: «В странах третьего мира неграмотность означает, что потеря слуха может быть более серьезным недостатком, чем ампутация. Если вы сделали всех глухими, вам лучше их убить, лучше убить женщин и детей, чем отправить их домой слепыми». Сапольски считает, что со временем люди будут использовать беруши, чтобы защитить себя. «Я исхожу из политики, и эта технология далеко не уйдет. Это отлично подходит для гражданских лиц и для борьбы с беспорядками, но в конечном итоге люди получают защиту от них. Это хорошо, только если вы столкнетесь с врагами, у которых нет оружия».


Learn more

Только новые статьи

Введите свой e-mail

Видео-курс

Blender для новичков

Ваше имя:Ваш E-Mail: