В шахматы с компьютером на уровне гроссмейстера


ШАХМАТНЫЙ ГРОССМЕЙСТЕР — играть онлайн бесплатно

Играть онлайн бесплатно

Под игрой имеется описание, инструкции и правила, а также тематические ссылки на похожие материалы - рекомендуем ознакомиться.

Как играть — правила и описание

Очень приятная в исполнении, качественная и достаточно сильная программа для шахматистов разного уровня: от новичков до перворазрядников. Игра с компьютером, настраиваемый уровень сложности: Easy, Medium, Hard. Кроме шахматной игры, этот электронный гроссмейстер предлагает игрокам серию задач по шахматам. Их очень много! Например, число задач-двухходовок — 219, а ведь в этом задачнике есть еще трех- и четырехходовки!

Интерфейс удобный, таймер включается и отключается в настройках (Settings), там же можно выключить звук. В задачах можно использовать подсказку (Hint), но их число ограничено. Дополнительные подсказки появляются по прошествии некоторого времени. Доска и фигуры красиво нарисованы, анимация не вычурная, а вполне спокойная.

Кстати, задачки в этой игре взяты из реальных шахматных партий. Внизу можно прочитать из какой партии данная задача. Программа работает как на ПК, так и на планшетах и смартфонах почти в любом интернет-браузере. Жаль, что нет отмены ходов, хотя крутым шахматистам, наверное, эта опция и не нужна. Все подсказки и раздел Помощь только на английском, увы.

Что ж, друзья, желаем Вам приятного общения с этим электронным шахматным гроссмейстером, роста мастерства и побед!

Скачать игру ШАХМАТНЫЙ ГРОССМЕЙСТЕР нельзя, но подумайте, имеет ли смысл это делать, ведь здесь она всегда доступна, Вам достаточно лишь открыть эту страницу.

Сделайте перерыв и сыграйте в онлайн игры, которые развивают логику и воображение, позволяют приятно отдохнуть. Расслабьтесь и отвлекитесь от дел!

• Стратегии • Для планшета

Во весь экран

Игра ШАХМАТНЫЙ ГРОССМЕЙСТЕР в категориях Логические, Стратегии, Для планшета доступна бесплатно, круглосуточно и без регистрации с описанием на русском языке на Min2Win. Если возможности электронного рабочего стола позволяют, можно развернуть сюжет ШАХМАТНЫЙ ГРОССМЕЙСТЕР во весь экран и усилить эффект от прохождения сценариев. Многие вещи действительно имеет смысл рассмотреть детальнее.

Играть в шахматы с компьютером бесплатно

Здесь Вы можете попробовать свои силы сыграв в шахматы онлайн с компьютерным движком.

Игра в шахматы с компьютером устроена очень просто - выбираете параметры партии, нажимаете на кнопку Играть и попадаете за шахматную доску. Игра в шахматы здесь абсолютно бесплатна.

Приятной игры!

Новая игра в шахматы с компьютером

При выборе произвольной начальной позиции игра наичанется не со стандартной начальной расстановки, а со случайной позиции. При этом премущество сторон в этой начальной позиции просчитано при помощи шахматного движка и известно. По умолчанию, силы сторон равны.

Играя в шахматы с реальными соперникам со всего мира, порой хочется отвлечься от постоянного напряжения и сыграть спокойную партию против компьютера. Кроме того игра в шахматы с электронным мозгом помогает отработать важные элементы игры, такие как шахматный дебют, миттельшпиль и эндшпиль.

На этой странице Вы можете играть в шахматы с компьютером бесплатно и при этом не устанавливая никаких дополнительных программ или надстроек. Большинство сайтов для игры с шахматным движком используют так называемые флешки, которые сейчас поддерживаются далеко не на всех устройствах. При этом, они на всех этих сайтах одинаковые. Здесь же не используется технология flash, поэтому играть в шахматы с компьютером онлайн Вы можете на любом устройстве - телефоне, планшете, компьютере, даже на телевизоре!

В качестве шахматных "мозгов" используется мощный и популярный движок Stockfish, специально настроенный на несколько уровней сложности, чтобы и новичку и опытному игроку было интересно. Кроме того, если Вам наскучило начинать игру в шахматы с обычной начальной позиции, Вы можете выбрать в качестве начальной позиции произвольную.

Вам не обязательно сразу же закончить игру в шахматы с компьютером. Сделав один или несколько ходов, Вы можете закрыть страницу и при Вашем следующем заходе Вы сможете продолжить игру с предыдущего места. Таким образом, играть в шахматы с компьютером бесплатно здесь может любой желающий независимо от того, сколько у него свободного времени и насколько он силен в шахматах.

Шахматы - удивительная игра! И даже в компьютерный век интерес к ней не угасает, постоянно проводятся турниры, чемпионаты, причем с ценными призами. Причем машина сейчас играет очень важную роль в шахмтах - помогая готовить новых мастеров и гросмейстеров. Попробуйте и Вы сыграть несколько партий в шахматы с компьютером! Начните с элементрного уровня сложности и повышайте по мере успехов. Затем, можете дать фору шахматному движку, выбрав начальную расстановку с преимуществом у соперника. Если же победить электронный мозг пока сложно, выберите начальную расстановку со своим преимуществом. И помните - ничего не бывает зря, каждая игра в шахматы с компьютером делает Вас опытнее!

Шахматные дебюты

В этом разделе сайта представлены различные варианты шахматных дебютов. Для поиска нужного дебюта можно воспользоваться сортировкой по популярности, ECO и названию, а также формой фильтра ниже. На странице каждого дебюта доступна статистика по играм.

Всего в базе 2006 дебютов

Не каждый из нас способен похвастаться умением играть в шахматы. Многие, начиная игру в шахматы, знают лишь начальные позиции фигур и то, как они могут перемещаться по доске. Но знаете, это, наверно, есть самая интересная игра. Вы не знаете, куда приведет вас следующий ход и кто одержит победу. Все, кто далек сейчас от мира шахмат спросят – а что, свои ходы можно знать заранее и заранее предугадать действие соперника? Не удивляйтесь, это действительно так. А помощником в таком расчете стали шахматные дебюты – стратегии, при которых ходы просчитываются заранее.

А появились шахматные дебюты более двух веков назад, хотя именно в 19 веке они были искусством – именно тогда шахматы занимали почетную роль, и игре – всевозможно проводимым чемпионатам, уделялось больше внимания, чем в современном мире. Тогда мастера игры создавали стратегии, позволяющие с минимальными потерями закончить игру. Играя даже на чужом поле. В целом до появления компьютеров игра могла быть просчитана ходов на пять. Ну в крайнем случае на десять. А что изменили компьютеры, спросите вы? Да очень многое. Благодаря своей способности просчитывать сложные алгоритмы, компьютер позволил создать такие шахматные дебюты, в которых ходы будут просчитаны аж на двадцать ходов. Предсказуемая получается игра, не правда ли? К сожалению, использование автоматических расчетов привело к тому, что игра стала механической – ты видишь и знаешь, как поступит соперник и знаешь, как следует поступить именно тебе. Красота и восхищение ушли – лишь сложные расчеты в голове.

Но новички просто обязаны знать основные шахматные дебюты – без этого они на доске просто не представляют интереса для второго игрока, если он обладает хоть какими-то навыками. А чтобы запомнить какой-то дебют, его надо как можно чаще применять на практике, например, при игре в шахматы с компьютером. Да, шахматам можно научить – вдолбите в голову основные позиции и вот вы вполне успешный игрок. Чем, кстати, многие успешно пользуются. Например, очень часто встречается ситуация, когда профессионал играет с новичком и последний в пределах своих знаний держится весьма уверенно. Правда, чаще всего, эта уверенность покидает его как только родные фигуры выходят за отведенную половину доски.

Но знаете, сейчас рассуждать о шахматных дебютах, об их назначении и полезности бессмысленно – они ведь уже есть, они пользуются популярностью. Поэтому, если вы действительно хотите научиться играть в шахматы, вам надо просто изучить их. А некоторые и запомнить – поверьте, на доске они вам пригодятся.

Играть с компьютером бесплатно на весь экран онлайн

В наши дни интеллектуальные развлечения становятся редкостью, именно поэтому мы особенно рады приветствовать вас на шахматном сайте. Здесь вы сможете играть в шахматы онлайн бесплатно с компьютером на весь экран, сразиться с живыми людьми, попробовать классические или умные шахматы. Любой из этих вариантов доставит вам истинное удовольствие. Вы будете открывать для себя всё новые тайны древней игры и развивать умственные навыки. Приятной игры!

Шахматы — это игра, которая пользуется популярностью во всем мире. А сейчас она стала еще более доступной — вам даже не нужно приобретать набор, состоящий из доски и фигурок. Достаточно иметь доступ в интернет — и можно играть в шахматы с компьютером бесплатно see. Учитывая, что у большинства людей есть ПК или ноутбук, а доступ в сеть чаще всего безлимитный или с большим запасом трафика, это очень удобно и выгодно.

Играть в онлайн-шахматы с компьютером бесплатно

Люди часто спрашивают — можно ли играть в онлайн-шахматы с компьютером бесплатно? Да, конечно! Причем это можно сделать прямо у нас на сайте. Кстати, во многом из-за этого многие любители как раз и предпочитают сражаться с электронным монстром. Программа готова играть с кем угодно и сколько угодно, ведь она призвана работать на благо человечества. Соответственно, её очень удобно использовать для тренировки и отработки каких-то приемов. Например, вы можете проверить интересующие вас варианты в игре с компьютером перед тем как озадачить ими своего товарища.

Однако не стоит останавливаться только на игре в шахматы с компьютером, ведь гораздо интереснее сражаться с белковыми соперниками, то есть живыми людьми. Они всегда играют непредсказуемо, их можно подловить на ловушке, наконец, обсудить партию после её окончания. Всего этого вы лишаетесь, играя против бездушного электронного монстра. Впрочем, выбирать здесь только вам, а вкусах не спорят. Мы же далее хотим остановиться на некоторых моментах, которые, возможно, будут вам полезны.

Если вы не пробовали играть в шахматы с компьютером, то точно думаете, стоит ли эта затея того. Все-таки это не партия с человеком и не живое общение, которое тоже имеет свои преимущества. Но многим именно эта идея и нравится. В процессе игры очень быстро выясняется, что играть в шахматы с компьютером — не проще и не скучнее, чем с живым игроком, а во многих случаях это даже более интересно. Дело в том, что обыграть машину не так просто: она «держит» в памяти гигантское количество информации и анализирует ее за очень короткий срок. В результате вы имеете перед собой очень сильного противника.

Но не нужно расстраиваться и думать, что исход предрешен. Собираясь играть в шахматы с компьютером, вы можете выбрать уровень сложности. В зависимости от программы их может быть больше трех и даже пяти. Таким образом, вы не только развлекаетесь и убиваете время, но еще и обучаетесь: начав с простого или среднего уровня, со временем можно дойти до максимального и сражаться в шахматы с компьютером на самых строгих условиях.

Вместе с уровнем игры вы можете выбирать:

  • цвет фигур — а значит, и очередность хода;
  • начальную позицию: стандартную, произвольную, выбранный дебют;
  • особенности контроля времени.

В последнем случае вы выбираете время на ход, партию либо вариант без контроля. То есть бесплатно играть в шахматы с компьютером можно изначально на тех условиях, которые интересны и подходят именно вам. Это означает, что шансы выиграть будут довольно высоки — и уж точно они не сводятся к тому, что победу будет одерживать только машина.

Играть в шахматы с компьютером бесплатно — это отличное развлечение, которое доступно людям разных возрастов, профессий и занятий. За такой игрой приятно провести время и школьнику, и зрелому человеку, и даже пенсионеру.

Более того, если вы решили в шахматы играть с компьютером, а не с живым соперником, вы можете делать это абсолютно в любое время. Это не зависит от часового пояса, времени дня и ночи. Вам не придется подолгу ожидать, пока кто-то освободится и сможет составить вам компанию. Компьютер всегда готов к работе — вам нужно только выбрать условия «сражения» и настроиться на победный лад. И повторять игру можно до тех пор, пока вам не надоест — можно прерваться посередине процесса, совершенно не заботясь о том, что вы кого-то можете обидеть или расстроить таким поведением. А если вы хотите играть в шахматы на весь экран с компьютером весь день напролет, никто не откажет вам в этом удовольствии. И это тоже очень удобно.

Шахматы с компьютером в онлайне

Очень часто сайты, которые предоставляют доступ к разным играм, оповещают о том, что их предложение совершено бесплатно и доступно всем, но просят зарегистрироваться на площадке. На деле в этом нет ничего страшного или сложного, если не запрашиваются личные данные. А потратить несколько минут и ввести свою электронную почту может каждый. Иногда после регистрации играть в шахматы онлайн с компьютером можно на более интересных условиях. Например, в таком случае площадка отключает для зарегистрированных пользователей рекламу или предоставляет дополнительные инструменты, которые можно использовать для игры.

Если такое предложение для вас неактуально, всегда можно играть в шахматы с компьютером без регистрации. Дискомфорт в таком случае минимальный — например, нужно потерпеть небольшую рекламу. Но на процессе самой игры это никак не отразится, тем более кардинальным образом. Вы все также сможете играть в шахматы с компьютером, получать статистику, настраивать параметры игры и выполнять массу других задач.

Многие сайты предлагают не только играть в шахматы на весь экран бесплатно и без регистрации с компьютером — они организовывают поединки между разными пользователями. Если вы все-таки хотите взаимодействовать с человеком, с этим не будет никаких сложностей. Правда, в большинстве ситуаций вы не увидите своего соперника, зато будете знать, что по ту сторону экрана не математический алгоритм, а тоже живой мозг, который может ошибаться и проявлять несовершенство. Но даже при таком условии играть в шахматы можно бесплатно и без регистрации — все зависит от ресурса, на который вы сделаете ставку.

Как можно играть в шахматы бесплатно?

Даже с учетом того, что вы планируете играть в шахматы на компьютере, это необязательно делать только дома. Такой вариант отлично подойдет для обеденного перерыва на работе — потратьте час с максимальной пользой для своего мозга. Развиваясь и одновременно отвлекаясь от рутинных дел, вы получите невероятный заряд бодрости, энергии, сможете переключиться, чтобы потом с новыми силами выполнять рабочие задачи.

Используйте эту возможность и для того, чтобы повеселиться с друзьями. Вы можете собраться у кого-то в гостях и играть в шахматы с компьютером по очереди или коллективно. Это будет еще интереснее. В первом случае можно устроить негласное соревнование, а тому, кто обыграет компьютер в шахматы, предложить какой-то интересный приз. Если игра коллективная, можно просто проверить себя на возможности — запустить шахматы более сложного уровня и попытаться всем вместе одержать победу над компьютером. Подходит такое времяпрепровождение и для всей семьи: подключайте к задаче родителей, детей, жену или мужа, брата или сестру — каждый, кто любит думать и решать логические задачи, с удовольствием будет играть в шахматы с компьютером.

Шахматы с компьютером бесплатно и без регистрации

Такая игра поможет вам, если нет настроения и хочется отвлечься на что-то интересное. Вы можете посмотреть сериал, но это вряд ли принесет хоть какую-то пользу. А шахматы на весь экран с компьютером — решение, которое оправдает себя сразу же. Подходит такая игра и в сложные жизненные периоды, когда нужно сконцентрироваться, но из-за нервов это не получается. Две-три партии шахмат онлайн — и вы уже можете решать какие-то задачи с более высоким уровнем эффективности.

В рабочий день, во время выходных, каникул или отпуска — шахматы с компьютером онлайн и бесплатно станут отличным выбором. Вы также можете включать игру на мобильном устройстве, пока находитесь в дороге (в поезде, в автобусе) — важно только иметь постоянный доступ в интернет и технику с хорошим зарядом батареи.

Шахматы — это развитие, безопасный азарт, а также возможность в любой ситуации отвлечься от других тем или задач, которые уже надоели.

Конечно, вы можете играть в шахматы с компьютером и без регистрации, но гораздо удобнее пройти эту несложную процедуру. Это в значительной степени облегчит вам пользование сайтам. Вы сможете сохранить свой прогресс, получить рейтинг шахматиста, а также откроете новые опции. Не откладывайте этот шаг на потом, ведь регистрация займет у вас буквально пару минут. Достаточно лишь указать:

  • свою электронную почту;
  • оригинальный никнем;
  • пароль для входа в аккаунт.

Уровень для игры в шахматы с компьютером

Многие новички затрудняются определить свой уровень, чтобы комфортнее играть в шахматы с компьютером. Самый простой способ — сыграть несколько партий на разных уровнях. Именно в практической игре станет очевидно, какой шахматный движок станет вашим партнером и помощником. Возможно, ранее вы уже выполняли 1 разряд по шахматам, тогда играйте с компьютером на той же силе или чуть слабее.

Сложные шахматы при игре с компьютером

Об этом мы уже говорили в предыдущем пункте. Сервис позволяет выставить именно тот уровень, который подойдет конкретно вам. Просто разберитесь в настройках, чтобы программа действовала в соответствии с вашей силой игры. Проблема в том, что многие пользователи просто заявляют: «хочу играть в шахматы бесплатно с компьютером здесь и сейчас». При этом они даже не утруждают себя пройти элементарный ликбез и разобраться с правилами. Не повторяйте их ошибок.

Шахматы для начинающих с компьютером

Некоторые люди считают, что для начинающих играть в шахматы с компьютером — это плохая затея. Вовсе нет. Конечно, воспринимать программу как реального конкурента новичкам не стоит, но машина может стать для вас отличным тренажером. Именно с помощью искусственного интеллекта вы будете оттачивать собственное мастерство.

Играть в шахматы с компьютером на весь экран

Хотелось бы дать несколько советов по поводу того, как играть в шахматы с компьютером на весь экран. Данные рекомендации особенно пригодятся новичкам, которые только осваивают эту древнюю игру. Но если вы уже серьезно занимались, но не пробовали своих сил в борьбе с машиной, эта заметка также будет вам полезна.

Советы по игре в шахматы с компьютером

  • компьютер часто играет по шаблону, поэтому сразу постарайтесь запомнить, какие ошибки он допускает. В последующих партиях вы наверняка сможете прийти к той же позиции и легко его обыграть.
  • обязательно анализируйте сыгранные партии, так как это поможет вам повысить уровень своего мастерства. Если у вас появятся вопросы по какой-то позиции, то сделайте скрин экрана и ссылку на изображение скиньте в чат (чуть выше этой статьи), мастер по шахматам обязательно вам всё объяснит.
  • силу игры компьютерной программы можно устанавливать вручную, так что после первых партий вы без проблем сможете оценить свои навыки и в дальнейшем соперничать с равным себе оппонентом. Так ведь гораздо интереснее, чем если бы играли гораздо сильнее или слабее, чем ваш противник.
  • не расстраивайтесь после поражений, так как каждый человек ошибается. Опытные шахматисты гораздо легче переносят неудачи, так как понимают, что в этой игре обязательно определяется победитель и проигравший. Рассматривайте их как повод подтянуть свои знания, например, посмотрев видеоуроки по дебютам и шахматным ловушкам, которые в большом количестве собраны на нашем портале.
  • старайтесь играть с компьютером только в свободное время, чтобы шахматы не мешали вашей работе и другой деятельности. К тому же, эта такая игра, для победы в которой нужна особая концентрация.

То, как технически реализована игра, во многом зависит от сайта. Есть площадки, на которых виртуальная доска небольшого размера — и это удобно далеко не всем пользователям. Но есть такие ресурсы, где вы можете включить шахматы на весь экран и играть с компьютером максимально удобно.

Когда экран при игре в шахматы развернут, вы лучше охватываете происходящее, не отвлекаетесь на другие изображения или текст на мониторе. Благодаря этому концентрация на процессе гораздо эффективнее. Особенно это касается тех людей, которые имеют некоторые проблемы со зрением. Для них возможность играть в шахматы с компьютером на весь экран — это очень важно.

Почему стоит играть в шахматы регулярно?

Играть в шахматы с компьютером — это не совсем возможность как-то убить время, потратить его на что-то интересное. Дело в том, что такая игра (даже в виртуальном формате) приносит очень много пользы игрокам, например:

  • Учит логическому мышлению. Хороший шахматист продумывает свои шаги надолго вперед. Это означает, что он не только держит в голове текущую ситуацию, но и выстраивает несколько вариантов будущего. Для этого нужно уметь концентрироваться, не отвлекаться на посторонние вещи.
  • Повышает уровень внимания. Если вы решили играть в шахматы с компьютером (бесплатно и без регистрации), то знайте, что против вас выступает хладнокровный соперник. Компьютер не отвлекается, не расстраивается — у него нет совершенно никаких эмоций. Это говорит о том, что вам тоже нужно держать себя в руках и избегать лишних эмоциональных всплесков, а также не обращать внимания на все, что происходит вокруг. Такая ситуация и тренирует столь необходимую концентрацию.
  • Учит настойчивости, последовательности. Если вы садитесь в шахматы играть с компьютером, то заранее готовитесь к тому, что если и проиграете, то «бездушной» машине. Ваше самолюбие вряд ли будет задето, как в случае с человеком. Вы видите цель и идете к ней, не отвлекаясь на свои внутренние переживания, ожидания, обиды и другие проявления. В результате вы учитесь работать над конкретной задачей, отбрасывая все лишнее. Эту стратегию затем можно использовать в жизни и добиваться больших успехов в разных сферах жизни.

Интересно то, что играть в шахматы с компьютером можно начинать в любом возрасте. Если вам 30, 40 и даже 50, но вы никогда не увлекались таким делом, самое время начать. Пластичность мозга разрабатывается постепенно, поэтому при должном усердии в любом возрасте можно выйти на очень высокий уровень и выигрывать даже у машины, которая не подвержена человеческим слабостям.

Чтобы играть в шахматы на компьютере на весь экран, достаточно сделать всего несколько кликов. Это просто, доступно каждому — а польза от такого занятия просто неоспорима, ее трудно переоценить.

25 лет назад Каспаров победил компьютер Deep Blue

17 февраля 1996 года завершился шахматный матч между 13-м чемпионом мира Гарри Каспаровым и компьютером Deep Blue. Гроссмейстер уступил в первой партии, но выиграл матч со счетом 4-2 и заработал $400 тыс. Через год усовершенствованная машина взяла реванш, а Каспаров обвинил ее разработчиков из IBM в нечестной игре.

Шахматные компьютеры появились еще в 1950-х годах, но поначалу не имели шансов против опытных игроков. Ситуация изменилась в 1985 году, когда докторант Университета Карнеги — Меллона Сюй Фэнсюн разработал шахматный компьютер под названием Chiptest, способный играть на более высоком по сравнению со своими предшественниками уровне. По завершении учебы начинающий ученый устроился на работу в компанию IBM. В 1989 году он вошел в команду под руководством разработчика Си Джей Тана: им было поручено создать компьютер, способный соперничать с сильнейшими гроссмейстерами мира.

Сначала на базе Chiptest был построен Deep Thought, состоявший из трех рабочих станций и шести шахматных процессоров.

В конце 1980 – начале 1990-х годов этот компьютер имел рейтинг гроссмейстера и обрабатывал до 2 млн вариантов в секунду. Тем не менее, он проиграл матчи лучшим шахматистам того времени. Довольно легко выиграл у машины в блиц Гарри Каспаров. Хотя имелись у Deep Thought и определенные успехи: первым в истории гроссмейстером, уступившим компьютеру в официальном матче, был датчанин Бент Ларсен.

Следствием совместного труда членов группы Тана после нескольких лет напряженной работы стал суперкомпьютер Deep Blue. Он появился в 1995 году и за три минуты мог высчитать от 100 до 200 млрд позиций (или до 200 млн за 1 сек). Машина состояла из 32 узлов, включавших в себя в общей сложности 512 процессоров, из которых 480 были оптимизированы для шахматной программы. Внешне компьютер выглядел как две коробки высотой два метра, соединенные между собой проводами.

«Гарри задушил компьютер стратегически»

Честь опробовать изобретение выпала 13-му чемпиону мира Каспарову, который славился непредсказуемой игрой. Он смог победить компьютер, меняя стратегию прямо по ходу партий.

Суперматч приурочили к 50-летию первого компьютера ENIAC, разработанного Университетом Пенсильвании. Состязание человека и компьютера за шахматной доской в Convention Center в Филадельфии вызвало повышенный интерес во всем мире. Сам Deep Blue находился в Нью-Йорке: связь осуществлялась путем удаленного доступа. Напротив Каспарова за столом сидел программист. Игры горячо обсуждали миллионы любителей шахмат. Матч состоял из шести партий. Призовой фонд распределялся в пропорции 80% к 20%: $400 тыс. для победителя и $100 тыс. – для проигравшего.

В первой партии Каспаров разыграл сицилианскую защиту, но уже в дебюте угодил, по его словам, в «безнадежную позицию». Итог – впервые действующий чемпион мира (по версии ПША) уступил компьютеру в турнире с классическим контролем времени. Часы были остановлены после 37 ходов. И все же после второй — выигранной — партии Каспаров признался, что «заметил некоторые слабости компьютера».

В третьей партии, как и в первой, игравший черными Каспаров действовал в агрессивном стиле и владел незначительным преимуществом. Но к 21-м ходу Deep Blue выровнял положение и следом добился перевеса. На 39-м ходу после примерно трех часов игры чемпион мира заявил, что не видит возможности улучшить свою позицию, и предложил ничью. Компьютер возражать не стал. Тогда же Каспаров отметил, что Deep Blue уже не делает позиционных ошибок.

«Впервые шахматист играет не просто против компьютера, но против машины, обладающей интеллектом», — восхищался он.

Человек и машина разошлись миром и в четвертой партии. Причем в эндшпиле Каспаров чудом сумел избежать поражения. После четырех с половиной часов игры оператор и один из разработчиков Deep Blue Мюррей Кэмпбелл предложил ничью.

Две следующие партии остались за Каспаровым. В пятой Deep Blue отклонил его предложение о ничьей и вскоре допустил решающий просчет, после чего программисты признали поражение машины. Заключительную партию матча 17 февраля 1996 года Каспаров провел очень мощно, усиливая свою позицию от хода к ходу. В конце концов, Deep Blue сдался.

%«Гарри задушил компьютер стратегически», — подметил американский гроссмейстер Ясир Сейраван.

Комментируя свой успех, Каспаров признался, что не ожидал настолько тяжелой схватки: «Возможно, мне повезло, что я проиграл первую партию. Это было лучшим предупреждением, иначе могла быть катастрофа. Я чувствую, что я хорошо потрудился на благо шахмат и, возможно, всего человечества».

Поражение Каспарова во втором матче ознаменовалось скандалом

Реагируя на неудачу, IBM кардинально изменила архитектуру процессора и фактически собрала новый компьютер. Deep Blue II работал под управлением 480 процессоров и более мощного сервера. Значительные изменения были внесены в алгоритм игры.

В мае 1997 года состоялся реванш с гонораром в размере $1,1 млн. Каспаров отказался от своего привычного бесшабашного стиля и занял выжидательную позицию. Это сработало в пользу Deep Blue II и обычно называется главной причиной поражения российского шахматиста. Последняя партия в матче длилась всего один час. Компьютер обменял своих слона и ладью на ферзя Каспарова и затем пожертвовал коня, чтобы занять более выгодную позицию на доске. Гроссмейстеру пришлось обороняться. У Каспарова еще оставались шансы на благоприятный исход, но впервые в карьере он признал поражение. Гроссмейстер Джон Федорович обратил внимание, что решение Каспарова сдаться потрясло весь мир. По словам шахматиста, все играли эту позицию раньше, и она хорошо известна опытным игрокам.

«Я потерял боевой дух», — объяснил причину сдачи Каспаров.

Матч ознаменовался колоссальным скандалом. Россиянин обвинил корпорацию IBM в ведении нечестной игры. По мнению гроссмейстера, компьютер не мог по своей инициативе жертвовать фигуры. Нетипичный для машины ход доказал, что Deep Blue II получал подсказки, резюмировал Каспаров. Он также отметил, что помимо самого компьютера против него играли три шахматиста, сотрудничавших с IBM, — Джоэль Бенджамин, Ник де Фирмиан и Федорович. Они анализировали позиции и выдавали Deep Blue II свои рекомендации.

Обиженные представители IBM отказались выставлять свой компьютер на третий матч.

«Мне кажется, шахматный мир с огорчением воспринял этот результат — машина нарушила, если так можно выразиться, субординацию, — констатировал гроссмейстер Игорь Зайцев. — Но если смотреть серию матчевых встреч, то человек пока играет сильнее машины. Каспаров мало готовился к этому матчу, и если бы готовился серьезнее, то наверняка победил бы. К тому же он играл в несвойственной ему манере — он в этом матче, образно говоря, выступал в роли защитника, тогда как обычно Каспаров — это чистый нападающий».

После сенсационного результата Deep Blue был разобран и передан в музей.

Матч на первенство мира между человеком и машиной, о чем много говорили во второй половине 1990-х годов, пока так и не состоялся. Но Каспаров не завершил свою эпопею на том поражении и еще дважды сыграл с компьютером. В 2003 году гроссмейстер разошелся ничьей с Deep Junior, а в 2003-м — с X3D Fritz.

Как компьютер играет в шахматы? / Хабр


Хикару Накамура, недавно бросивший вызов компьютеру

Компьютер уже давно обыграл человека в шахматы, сейчас сильнейшие шахматисты не способны выиграть даже у старенького ноутбука. Теперь шахматные движки используются для анализа партий, поиска новых вариантов и игры по переписке.

Если вам интересно, как же устроены шахматные движки — добро пожаловать под кат.

Когда-то я был уверен, что шахматные программы (они же движки, впрочем об этом чуть позже), просто держат в памяти огромное количество сыгранных партий и находят в них нынешнюю позицию и делают верный ход. По-моему, я прочитал об этом в какой-то книжке.

Это, несомненно, очень наивное мнение. Новую позицию в шахматах можно получить к десятому ходу. Хоть в шахматах и меньше позиций, чем в го, тем не менее, уже после 3 ходов (ход — это один ход белых и чёрных, полуход — ход только одной стороны) дерево ходов состоит из почти 120 миллионов узлов. Более того, размер дерева после 14 полуходов из начальной позиции энтузиасты считают уже больше года, продвинувшись пока что примерно на треть.

Ещё я думал, что шахматные программы, несмотря на давнюю победу в матче над чемпионом мира, все еще находятся в пределах досягаемости лучших людей. Это тоже не верно.

В недавнем мини-матче человека с машиной, Хикару Накамура, один из сильнейших шахматистов в мире, играл с Komodo, одной из (двух) сильнейших шахматных программ в мире. Программа была запущена на 24-ядерном Xeon'е. Так как на равных соревноваться с компьютером люди уже не могут, гроссмейстер получил фору в каждой из 4 партий:

  • В первой партии — пешка и ход: компьютер играл чёрными и без пешки f7
  • Во второй — только пешка: компьютер играл белыми без пешки f2
  • В третьей — качество (разница между ладьёй и лёгкой фигурой, оценивается примерно в 2 пешки): компьютер белыми без ладьи a1, человек без коня b8 и с ладьёй a8 на его месте.
  • В четвертой — четыре хода: человек играет белыми и вместо первого хода делает 4 любых хода, не пересекая середину доски.

По поводу форы были определённые споры — например, отсутствие пешки f несколько ослабляет короля, но после рокировки даёт открытую линию ладье. Отсутствие центральной пешки, возможно, даёт большее преимущество. 4 хода дают неплохой позиционный перевес, но если играть закрытый дебют вроде староиндийской защиты, то это преимущество не так уж и сложно свести на нет.

Кроме того, партии игрались с контролем 45"+15', то есть 45 минут на партию и 15 секунд добавления каждый ход. Обычно, более короткие контроли дают дополнительное преимущество компьютеру, в то время как более длинные — несколько повышают шансы человека. Компьютер даже за доли секунды успеет отмести откровенно проигрывающие ходы, в то время как из-за экспоненциального роста дерева вариантов каждое последующее улучшение анализа занимает всё больше времени.

Тем не менее, фора была и человек проиграл в матче 2.5-1.5, сведя в ничью первые 3 партии и проиграв четвёртую. Вместе с тем, слабый гроссмейстер достаточно уверенно выиграл с форой в 2 пешки. Следовательно, преимущество лучших программ над лучшими людьми на данный момент где-то между 1 и 2 пешками форы. Конечно, эта оценка очень грубая, но для точной оценки надо сыграть несколько тысяч партий между людьми и программами, а этим вряд ли кто-то будет заниматься. Обратите внимание, что рейтинг ЭЛО, нередко указываемый для программ, не имеет ничего общего с рейтингом людей.

Чтобы человек мог играть в шахматы с компьютером, кроме собственно поиска лучшего хода, нужен GUI. К счастью, был придуман универсальный интерфейс (даже два,

Winboard

и

UCI

, но большинство движков использует UCI) для связи между GUI и собственно шахматной программой (движком). Таким образом, программисты могут сосредоточиться на самом алгоритме игры в шахматы, не задумываясь об интерфейсе. Обратная сторона монеты — так как создание GUI гораздо более скучное занятие, чем написание движка, то бесплатные GUI заметно проигрывают платным. В отличии от движков, где свободный

Stockfish

уверенно борется за первую строчку рейтинга с платным Komodo.

Итак, как же устроен современный шахматный движок?

Представление доски

Основа любого движка — представление шахматной доски. В первую очередь, надо «объяснить» компьютеру все правила шахмат и дать ему возможность хранить шахматную позицию. Без этого невозможно оценивать позицию и делать ходы.

Есть два основных способа хранить представление доски — по фигурам или по клеткам. В первом случае мы храним для каждой фигуры её место на доске, во втором — наоборот, для каждой клетки храним что находится там. У каждого метода есть свои преимущества и недостатки, но на данный момент все топовые движки используют одно и то же представление доски — bitboards.

Bitboards

По счастливому совпадению, на шахматной доске 64 клетки. А значит, если для каждой клетки использовать один бит, мы можем хранить всю доску в 64-битном целом числе.

В одной переменной будем хранить все белые фигуры, в другой — все черные, и ещё в 6 — каждый тип фигур по отдельности (другой вариант — 12 битбордов для каждого цвета и типа фигур по отдельности).

В чем преимущество такого варианта?
Во-первых, память. Как мы узнаем позже, при анализе представление доски копируется много раз, и, соответственно, отъедает оперативку. Битборды — это одно из самых компактных представлений шахматной доски.
Во-вторых, скорость. Многие вычисления, например, расчёт возможных ходов, сводятся к нескольким битовым операциям. За счёт этого, например, использование инструкции POPCNT дает ~15% ускорение современным движкам. Кроме того, за время существования битбордов было придумано немало алгоритмов и оптимизаций, как, например, «магические» битборды.

Поиск


Минимакс

В основе большинства шахматных движков лежит алгоритм поиска минимакс или его модификация негамакс. Вкратце, мы спускаемся вниз по дереву, оцениваем листья, а потом поднимаемся вверх, каждый раз выбирая оптимальный для текущего игрока ход, минимизируя оценку для одного (чёрных) и максимизуруя для второго (белых). Отсюда и название. Оказавшись в корне, мы получаем последовательность ходов, оптимальную для обоих игроков. Разница между минимаксом и негамаксом в том, что в первом случае мы по очереди выбираем ходы с максимальной и минимальной оценкой, а во втором вместо этого меняем знак для всех оценок и всегда выбираем максимальную (название сами поняли откуда). Подробнее

здесь

и

здесь

.

Альфа-бета


Первая оптимизация —

альфа-бета

. Идея альфа-беты проста — если у меня уже есть хороший ход, то можно отсечь ходы, которые заведомо хуже. Рассмотрим пример на жуткой картинке слева. Допустим, у игрока А есть 2 возможных хода — a3 и b3. Проанализировав ход a3, программа получила оценку +1.75. Начав оценивать ход b3, программа увидела, что у игрока B есть два хода — a6 и a5. Оценка хода a6 +0.5. Так как игрок B выбирает ход с минимальной оценкой, то он никак не выберет ход с оценкой выше 0.5, а значит оценка хода b3 меньше 0.5, и рассматривать его смысла нет. Таким образом, все оставшееся поддерево хода b3 отсекается.

Для отсечений мы храним верхнюю и нижнюю границы — альфу и бету. Если при анализе ход получает оценку выше беты — то текущий узел отсекается. Если оценка выше альфы — то альфа обновляется.

Узлы в альфа-бете делятся на 3 категории:

  1. PV-Nodes — узлы, оценка которых попала в окно (между альфой и бетой). Корень и самый левый узел всегда являются узлами этого типа.
  2. Cut-Nodes (или fail-high nodes) — узлы в которых произошло отсечение по бете.
  3. All-Nodes (или fail-low nodes) — узлы, в которых ни один ход не превысил альфу по оценке.

Сортировка ходов

При использовании альфа-беты, важным становится порядок ходов. Если мы сможем поставить лучший ход первым, то оставшиеся ходы будут проанализированы гораздо быстрее за счёт отсечений по бете.

Кроме использования хеша и лучшего хода из предыдущей итерации, существуют несколько техник сортировки ходов.

Для взятий может использоваться, например, простая эвристика MVV-LVA (Most Valuable Victim — Least Valuable Aggressor). Мы сортируем все взятия по убыванию ценности «жертвы», а внутри соритруем еще раз по возрастанию ценности «агрессора». Очевидно, что обычно забрать пешкой ферзя выгоднее, чем наоборот.

Для «тихих» ходов используется метод «убийственных» (killer) ходов — ходов которые вызвали отсечение по бете. Это ходы обычно проверяются сразу после ходов из хеша и взятий.

Хеш таблицы или таблицы перестановок

Несмотря на огромные размеры дерева, многие узлы в нём идентичные. Чтобы не анализировать одну и ту же позицию дважды, компьютер хранит результаты анализа в таблице и каждый раз проверяет, нет ли уже готового анализа этой позиции. Обычно в такой таблице хранится собственно хеш позиции, оценка, лучший ход и возраст оценки. Возраст необходим для замены старых позиций при заполнении таблицы.

Итерационный поиск

Как известно, если мы не можем проанализировать все дерево полностью, минимаксу необходима оценочная функция. Тогда достигнув определенной глубины, мы останавливаем поиск, оцениваем позицию и начинаем подъем по дереву. Но такой метод требует заранее заданной глубины и не предоставляет качественные промежуточные результаты.

Эти проблемы решает итерационный поиск. Для начала мы проводим анализ на глубину 1, потом на глубину 2 и т.д. Таким образом, каждый раз мы спускаемся чуть глубже, чем в прошлый раз, пока анализ не будет остановлен. Чтобы уменьшить размеры дерева поиска, результаты прошлой итерации обычно используются, чтобы отсекать заведомо плохие ходы на текущей. Этот метод называется «окно стремлений» (aspiration window) и используется повсеместно.

Поиск спокойствия(Quiescence Search)

Этот метод предназначен для борьбы с «эффектом горизонта». Простая остановка поиска на нужной глубине может быть очень опасной. Представим, что мы остановились посреди размена ферзей — белый забрал чёрного ферзя, а следующим ходом чёрный должен забрать белого. Но в данный момент на доске — лишний ферзь у белых и статическая оценка будет в корне неверной.

Для этого, прежде чем заняться статической оценкой, мы проверяем все взятия (иногда еще и шахи) и спускаемся по дереву до позиции, в которой нет возможных взятий и шахов. Естественно, если все взятия ухудшают оценку, то мы возвращаем оценку текущей позиции.

Выборочный поиск

Идея выборочного поиска в том, чтобы дольше рассматривать «интересные» ходы и меньше — неинтересные. Для этого используются продления, которые увеличивают глубину поиска в определённых позициях, и сокращения, уменьшающие глубину поиска.

Глубину увеличивают в случае взятий, шахов, если ход единственный или гораздо лучше альтернатив или при наличии проходной пешки.

Отсечения и сокращения

С отсечениями и сокращениями всё гораздо интереснее. Именно они позволяют значительно сократить размер дерева.

Вкратце об отсечениях:

  • Дельта-отсечение — проверяем, может ли взятие улучшить текущую альфу. Для этого к оценке узла добавим ценность взятой фигуры и еще немного и посмотрим, больше ли получившееся значение, чем альфа. Например, если у белых не хватает ладьи, то взятие пешки вряд ли им поможет, с другой стороны, взятие слона может помочь.
  • Отсечение бесполезности — то же самое, только для не-взятий. Если текущая оценка настолько меньше альфы, что никакое позиционное преимущество не сможет это скомпенсировать, то такие узлы отсекаются. Обычно применяется на низкой глубине (1-2).
  • Историческое отсечение — для каждого хода мы храним, сколько раз данный ход спровоцировал отсечение, независимо от позиции. Ходы с высоким значением этой эвристики отсекаются. Обычно применяется начиная с определенной глубины и не применятся на PV узлы. Иногда объединяется с предыдущим методом.
  • Multi-Cut — если из первых M(например, 6) узлов хотя бы C(например, 3) являются Cut-node, то отсекаем все узлы.
  • Отсечение по null-ходу — если после null-хода (простая передача очереди хода сопернику) оценка все равно выше беты, то отсекаем узел. Проще говоря, если позиция настолько плоха, что даже сделав два хода подряд, игрок все равно не может ее улучшить, то нет смысла рассматривать эту позицию.

Сокращение используются, когда мы не настолько уверены, что ход плох, и поэтому не отсекаем его, а просто уменьшаем глубину. Например, razoring — это сокращение при условии, что статическая оценка текущей позиции меньше, чем альфа.

За счёт качественной сортировки ходов и отсечений, современные движки умудряются достигать коэффициента ветвления ниже 2. За счёт этого, к сожалению, они иногда не замечают нестандартные жертвы и комбинации.

NegaScout и PVS

Две очень похожие техники, которые используют тот факт, что после того как мы нашли PV-node (приусловии что наши ходы достаточно хорошо отсортированы), она скорее всего не изменится, то есть все оставшиеся узлы вернут оценку ниже, чем альфа. Поэтому вместо поиска с окном от альфа до бета, мы ищем с окном от альфа до альфа+1, что позволяет ускорить поиск. Конечно, если в каком-то узле мы получаем отсечение по бете, то его надо ценить заново, уже нормальным поиском.

Разница между двумя методами лишь в формулировке — они были разработаны примерно в одно время, но независимо, и поэтому известны под разными названиями.

Параллельный поиск

Распараллеливание альфа-беты — отдельная большая тема. Я вкратце пройдусь по ней, а кому интересно — почитайте

Parallel Alpha-Beta Search on Shared Memory Multiprocessors

. Сложность в том, что при параллельном поиске многие Cut-nodes анализируются до того, как другой поток найдет опровержение (установит бету), в то время как в последовательном поиске, при хорошей сортировке многие из этих узлов отсеклись бы.

Lazy SMP

Очень простой алгоритм. Мы просто запускаем все потоки одновременно с одним и тем же поиском. Коммуникация потоков происходит за счёт хеш-таблицы. Lazy SMP оказался неожиданно эффективным, настолько, что топовый Stockfish перешел на него с YBW. Правда, некоторые

считают

, что улучшение произошло из-за плохой реализации YBWC и слишком агрессивных отсечений, а не из-за преимущества Lazy SMP.

Young Brothers Wait Concept (YBWC)

Первый узел (старший брат) должен быть полностью проанализирован, после чего запускается параллельный анализ остальных узлов (младших братьев). Идея всё та же, первый ход либо заметно улучшит альфу, либо вообще позволит отсечь все остальные узлы.

Dynamic Tree Splitting (DTS)

Быстрый и сложный алгоритм. Немного о скорости: скорость поиска измеряется через ttd (time to depth), то есть время, за которое поиск достигает определенной глубины. Этот показатель обычно можно использовать для сравнения работы разных версий движка или движка, запущенного на разном количестве ядер (хотя Komodo, например, увеличивает ширину дерева при большем количестве доступных ядер). Кроме того, во время работы движок отображает скорость поиска в nps (nodes per second). Это метрика гораздо более популярная, но она не позволяет сравнивать даже движок сам с собой. Lazy SMP, в котором нет никакой синхронизации, практически линейно увеличивает nps, но из-за большого объема лишней работы, его ttd не так впечатляющ. В то время как для DTS nps и ttd изменяются

практически одинаково

.

Если честно, я так и не смог до конца разобраться в этом алгоритме, который, несмотря на высокую эффективность, используется буквально в паре движков. Кому очень интересно, проследуйте по ссылке выше.

Оценка

Итак, мы достигли необходимой глубины, произвели поиск спокойствия и, наконец нам надо оценить статическую позицию.

Компьютер оценивает позицию в пешках: +1.0 означает, что у белых преимущество равноценное 1 пешке, -0.5 означает, что у черных преимущество в полпешки. Мат оценивается в 300 пешек, а позиция в которой известно количество ходов до мата x — в (300-0.01x) пешек. +299.85 значит, что белые ставят мат в 15 ходов. При этом сама программа обычно оперирует целыми оценками в сантипешках (1/100 пешки).

Какие параметры компьютер учитывает при оценке позиции?

Материал и мобильность

Самое простое. Ферзь 9-12 пешек, ладья 5-6, конь и слон 2.5-4 и пешка, соответственно, одна пешка. В общем, материал — это достойная эвристика оценки позиции и любое позиционное преимущество обычно трансформируется в конце концов в материальное.

Мобильность считается просто — количество возможных ходов в текущей позиции. Чем их больше, тем более мобильна армия игрока.

Таблицы позиций фигур

Конь в углу доски обычно плох, пешки ближе к вражескому тылу становятся всё ценнее и так далее. Для каждой фигуры составляется таблица бонусов и штрафов в зависимости от ее положения на доске.

Пешечная структура


  • Сдвоенные пешки — две пешки на одной вертикали. Часто их сложно защитить другими пешками, считается слабостью.
  • Отстающие пешки — пешки, соседи которых находятся впереди них. Такие пешки нельзя защитить другими пешками, и поэтому они считаются слабостью.
  • Проходные пешки — пешки, которые могут дойти до последней горизонтали без помех со стороны вражеских пешек. Сильная угроза противнику, особенно в эндшпиле
  • Изолированные пешки — пешки, у которых нет соседей. Такие пешки вообще нельзя защитить другими пешками, и поэтому они считаются серьезной слабостью.

Этапы игры

Все вышеперечисленные параметры влияют по-разному на оценку игры, в зависимости от этапа игры. В дебюте нет толку от проходной пешки, а в эндшпиле нужно выводить короля в центр доски, а не прятать за пешками.

Поэтому многие движки имеют отдельную оценку для эндшпиля и для дебюта. Они оценивают этап игры в зависимости от оставшегося на доске материала и в соответствии с этим считают оценку — чем ближе к концу игры, тем меньше влияет дебютная оценка и тем больше — эндшпильная.

Прочее

Кроме этих основных факторов движки могут добавлять еще какие-то факторы к оценке — например безопасность короля, запертые фигуры, пешечные острова, контроль центра и т.д.

Точная оценка или быстрый поиск?

Традиционный спор: что эффективнее, точно оценить позицию или достичь большей глубины поиска. Опыт показывает, что слишком «тяжелые» оценочные функции неэффективны. С другой стороны, более подробная оценка, учитывающая больше факторов, обычно приводит к более «красивой» и «агрессивной» игре.

Дебютные книги и эндшпильные таблицы


Дебютные книги

На заре компьютерных шахмат программы очень слабо играли дебют. Дебют часто требует стратегических решений, которые повлияют на всю игру. С другой стороны, у людей дебютная теория была развита хорошо, дебюты были многократно проанализированы и игрались по памяти. Вот и для компьютеров была создана подобная «память». Начиная с начальной позиции строилось дерево ходов и каждый ход оценивался. Во время игры движок просто выбирал один из «хороших» ходов с определенной вероятностью.

С тех пор дебютные книги разрослись, многие дебюты проанализированы при помощи компьютеров вплоть до эндшпиля. Необходимости в них нет, сильные движки научились играть дебют, но сходят с главных линий достаточно быстро.

Эндшпильные таблицы

Вернемся к введению. Помните идею хранить много позиций в памяти и выбирать нужную. Вот она. Для малого (до 7) количества фигур просчитаны все существующие позиции. То есть в этих позициях компьютер начинает играть идеально, выигрывая в минимальное количество ходов. Минус — размер и время генерации. Создание этих таблиц помогло в исследовании эндшпилей.

Генерация таблиц

Сгенерируем все возможные (с учетом симметрии) позиции с определенным набором фигур. Среди них найдем и обозначим все позиции, где стоит мат. Следующим проходом обозначим все позиции, в которых можно попасть в позиции с матом — в этих позициях ставится мат в 1 ход. Таким образом находим все позиции с матом 2,3,4,

549

ходов. Во всех неотмеченных позициях — ничья.

Таблицы Налимова

Первые эндшпильные таблицы, опубликованные в далёком 1998 году. Для каждой позиции хранится результат игры и количество ходов до мата при идеальной игре. Размер всех шестифигурных окончаний — 1.2 терабайта.

Таблицы Ломоносова

В 2012 году на суперкомпьютере Ломоносов в МГУ были посчитаны все

семифигурные окончания

(кроме 6 против 1). Эти базы доступны только за деньги и это единственные существующие полные семифигурные эндшпильные таблицы.

Syzygy

Стандарт де-факто. Эти базы гораздо компактнее баз Налимова. Они состоят из двух частей — WDL (Win Draw Lose) и DTZ (Distance to zeroing). WDL базы предназначены для использования во время поиска. Как только узел дерева найден в таблице, у нас есть точный результат игры в этой позиции. DTZ предназначены для использования в корне — они хранят количество ходов до обнуляющего

счётчик ходов

хода (хода пешкой или взятия). таким образом для анализа достаточно WDL баз, а DTZ базы могут пригодиться при анализе эндшпилей. Размер Syzygy гораздо меньше — 68 гигабайт для шестифигурных WDL и 83 для DTZ. Семифигурных баз не существует, так как их генерация требует примерно терабайт оперативной памяти.

Использование

Эндшпильные таблицы используются в основном для анализа, прирост силы игры движков небольшой — 20-30 пунктов

ЭЛО

. Тем не менее, так как глубина поиска современных движков может быть очень большой, запросы к эндшпильным базам из дерева поиска происходят еще в дебюте.

Прочие интересности


Жираф или нейронные сети играют в шахматы

Некоторые из вас возможно слышали о шахматном движке на нейронных сетях,

достигшем уровня IM

(что, как мы поняли во введении, не так уж и круто для движка). Его написал и выложил на

Bitbucket

Matthew Lai, который, к сожалению прекратил работу над ним из-за того, что

начал работать в Google DeepMind

.

Тюнинг параметров

Добавить новую функцию в движок несложно, но как проверить что она дала усиление? Простейший вариант — сыграть несколько партий между старой и новой версией и посмотреть кто победит. Но если улучшение небольшое, а так оно обычно и бывает после того, как все основные фичи добавлены, игр должно быть несколько тысяч, иначе достоверности не будет.

Stockfish

Над этим движком работ немало людей, и каждую их идею надо проверить. При текущей силе движка каждое улучшение дает прибавку в пару пунктов рейтинга, но в итоге получается стабильный рост на несколько десятков пунктов ежегодно.

Их решение типично для опенсорса — добровольцы предоставляют свои мощности чтобы прогнать на них сотни тысяч игр.

CLOP


Программа

, которая оптимизирует параметры через линейную регрессию, используя результаты игр движка с самим собой с разными параметрами. Из минусов — очень ограниченной размер задачи: оптимизировать сотню параметров (вполне адекватное число для движка) ей не под силу, по крайней мере за адекватное время.

Texel's tuning

Решает проблему предыдущего метода. Берем большое количество позиций (автор предлагал 9 миллионов позиций из 64000 игр, я брал 8 миллионов из почти 200000), для каждой сохраняем результат партии (победа белых 1, ничья 0.5, поражение 0). Теперь минимизируем ошибку, которая находится сумма квадратов разности результата и сигмоида оценки. Метод эффективный и популярный, но работает не на всех движках.

Stockfish tuning

Еще одна методика от лидера. Берем параметр равный x, и сравниваем (в нескольких десятках тысяч партий) движок с параметром равным x-sigma и x+sigma. Если победил движок с большим параметром, сдвигаем немного вверх, иначе — немного вниз, и повторяем.

Соревнования движков

Из всех проводимых тестирований соревнований хотелось бы отдельно выделить

TCEC

. От всех остальных он отличается мощным железом, тщательным подбором дебютов и длинным контролем. В последнем финале было сыграно 100 партий на 2 x Intel Xeon E5-2690v3 с 256 гигабайтами RAM с контролем 180'+30". В таких условиях количество ничей огромно, и результативными было всего 11 партий.

Вот так вкратце в этой длинной статье я примерно рассказал об устройстве шахматных движков. Многие подробности остались не раскрытыми, о чем-то я просто не знал или забыл сказать. Если у вас остались вопросы, пишите их в комментарии. Кроме того, посоветую вам два ресурса, которые вы наверняка заметили, если тщательно открывали все ссылки, раскиданные по статье:


История борьбы: гроссмейстер против компьютера. Когда в шахматах компьютер стал недосягаем для человека?

В прошлом веке матчи между компьютером и человеком были очень популярны. Профессионалы шахмат любили показывать своё превосходство над машинами. Но в XXI веке, вместе с приходом нейронных сетей, всё изменилось.

Содержание статьи

«Механический турок»

История машин, играющих в шахматы, намного старше истории компьютеров. Она датируется восемнадцатым веком.

К 1769 году относится появление шахматного автомата «Механический турок». Его создал венгерский барон Вольфганг Кемпелен.

Автомат восторженно встретила публика, он обыгрывал сильнейших шахматистов. Но «Механический турок» был мистификацией. Внутри ящика прятался человек. Так, с французским императором Наполеоном сражался венский мастер Альгайер.

Непобедимого механического игрока поместили в 1836 году в филадельфийский музей, где он и сгорел через пару десятилетий.

Шахматные компьютеры появляются в теории.

Реальную историю компьютерных шахмат принято вести с 1951 года. Тогда произошло два события.

Английским математиком Аланом Тьюрингом был написан алгоритм, при помощи которого машина смогла бы играть в шахматы, но только в ее роли выступал сам изобретатель.

Программа из-за отсутствия доступа к компьютерам в работе ни разу не проверялась. Зато в истории сохранено название — «бумажная машина Тьюринга». Чтобы сделать ход, требовалось минимум полчаса.

Тогда же американский математик Клод Шеннон опубликовал первую статью о шахматном программировании. Ученый отмечал теоретическое существование в шахматах лучшего хода, а также практическую невозможность его нахождения.

Игра на доске 6×6

Через год в ядерной лаборатории Лос-Аламосана компьютере MANIAC была разработана шахматная программа для игры без слонов на доске 6×6. Первая партия продолжалась около 10 часов и завершилась победой сильного шахматиста.

А вот девушку, которая была новичком в игре, машина одолела на 23-м ходу. Тогда, это считалось большим достижением для машины.

Дальнейший прогресс компьютеров

Первую программу для игры на обычной шахматной доске со всеми фигурами создал ученый Алекс Бернштейн в 1957 году.

Через год команда американских ученых во главе с Алленом Ньюэллом, Клиффом Шоу и Гербертом Саймоном разработала так называемый алгоритм уменьшения дерева поиска. Функции всех современных шахматных программ построены на его основе.

Первый матч шахматных программ

В 1967 году произошло знаковое событие. Созданная в советском Институте теоретической и экспериментальной физики шахматная программа в матче из четырех партий со счетом 3-1 победила программу Стэнфордского университета. Гроссмейстеры полагали, что она играла в силу третье разрядника.

Первый чемпионат движков

В августе 1974 года случилось еще одно важное событие. В шведском Стокгольме состоялся первый Чемпионат мира по шахматам среди компьютерных программ. Победу одержала советская «Каисса». Она победила во всех четырех партиях.

Всего в турнире приняли участие 13 машин. Ходы передавались по телефону.

Машина достигает уровня мастера

В 1983 году пионер компьютерной науки Кен Томсон при поддержке Джо Кондона создал машину Belle. Она была предназначена исключительно для игры в шахматы. Официальный рейтинг Эло машины был 2250, таким образом она достигла мастерского уровня.

Шахматный компьютер вступает в битву с человеком

Еще 50 лет назад был актуален вопрос: когда машина победит человека? Международный гроссмейстер Дэвид Леви в 1968 году заключил пари, заявив, что ни один компьютер не сможет в течение ближайших десяти лет обыграть его.

Шахматист выиграл спор, но он даже не подозревал, что пройдет немного времени, и машина начнет побеждать чемпионов мира. Сам Леви в 1989 году проиграл программе DeepThought.

У этой машины спустя пару лет выиграл Гарри Каспаров.

Каспаров против компьютера

Компьютер побеждает чемпиона мира

В 1996 году разработчики компьютера DeepBlue праздновали успех. Впервые в истории при стандартном часовом контроле шахматная программа победила чемпиона мира. Правда, Гарри Каспаров матч в итоге выиграл.

Но уже через год усовершенствованная версия программы DeepBlue одолела чемпиона. Общий счет: 3,5-2,5.

В новом, 21-м веке, компьютеры стали недосягаемы для человека, и матчи между ними прекратились. Шахматные программы превратились в незаменимого помощника, как маститого гроссмейстера, так и обычного любителя.

В чем программа сильнее человека и в чем шансы гроссмейстера?

Шахматные компьютеры заметно опережают «белковых» оппонентов в тактических маневрах. Особенно опасным в их «руках» является ферзь. Поэтому гроссмейстеры стараются как можно быстрее разменять самую сильную фигуру.

Еще одной тактикой игры против машины являются долгосрочные маневры. Их программа может и не заметить в рамках глубины поиска. Так, Владимир Крамник победил DeepFritz при помощи долгосрочного продвижения проходной пешки, выгоды этого маневра компьютер обнаружил слишком поздно.

Также, все шахматные движки оснащены дебютными и эндшпильными базами, что делает игру против них невероятно трудной.

Крамник против компьютера

На сцену выходят нейронные сети

Сейчас сильнейшим шахматным движком считаются нейронные сети. Так LeelaChessZero (LC0) уверенно победила Stockfish. Еще можно вспомнить знаменитую AlphaZero.

Нейронные сети способны в целом оценивать обстановку на доске, они предпочитают позиционный стиль, захват пространства и контроль над доской. LC0 сначала знала только основные правила движения фигур. Нейросеть, самообучаясь, провела с самой собой миллионы партий и стала лучшей в мире и скорее всего сохранит лидерство в обозримом будущем.

В целом, нейро-алгоритмы способны решать важнейшие исследовательские задачи, включая разработку новых материалов и лекарств.

Насколько движок сильнее человека?

В недавнем небольшом матче один из лучших гроссмейстеров мира Хикару Накамура играл с одной из сильнейших программ Komodo. Американец получал различные форы: пешку, пешку и ход, качество и четыре хода, не пересекая фигурами середины доски.

Накамура три партии свел вничью и одну проиграл.

А вот обычный гроссмейстер уверенно обыгрывал машину с форой в две пешки. Поэтому, можно сделать грубую оценку. Преимущество лучших программ над ведущими гроссмейстерами где-то между одной и двумя пешками форы.

Последние 5 лет рейтинг компьютера продолжает расти, в то время как у человека остается на одном уровне.

В чем гроссмейстеры обвиняют программы?

По мнению экс-чемпиона мира Владимира Крамника, его любимые шахматы стали менее творческой игрой. Бездушные расчеты движков привели к появлению библиотеки дебютов и защит, которые гроссмейстеры сейчас знают наизусть.

Владимир Борисович сетует на то, что на высшем уровне иногда вся партия проводится по памяти. Получается, что гроссмейстер, чтобы выиграть, воспроизводит рекомендации компьютера.

Крамник призвал использовать движки в тандеме с людьми для творческих исследований.

Продвинутые шахматы. Человек играет в команде с компьютером.

В чем привлекательность шахмат и почему они не умрут?

С годами древняя игра только набирает популярность, она пережила пандемию коронавируса, переместившись в интернет. Интерес к шахматам не ослабевает, потому что людям нравится соревноваться, и они всегда ищут новые интеллектуальные стимулы.

Фото взято из занятий в школе шахмат EduChess.

Всегда интересно играть с человеком, который имеет свои стратегии, приемы и мысли.

А в движке не стоит искать врага, а лучше сделать его верным помощником для совершенствования своего уровня игры. Ведь, программа это — незаменимый аналитический инструмент для самоподготовки.

Lucas Chess R 1.29c Скачать

Lucas Chess - это бесплатная (для некоммерческих целей) шахматная программа на польском языке . Инструмент предназначен в основном для игры в шахматы, обучения и анализа сыгранной партии. Lucas Chess оснащен 61 шахматным движком от начала до конца, с разными уровнями сложности. Также была возможность сыграть в рейтинговую партию в шахматы с подсчетом очков в диапазоне от 1300 до 3300.В стандартные Lucas Chess можно играть в одном из шести игровых режимов: Новичок, Любитель, Кандидат, Чемпион, Кандидат в гроссмейстеры и Гроссмейстер.

lucas chess - достойная внимания программа для игры в шахматы в системах Microsoft Windows

Lucas Chess - Виртуальные шахматы позволяют играть в любое время

Lucas Chess — программа для игры в шахматы на компьютере с операционной системой Microsoft Windows. Инструмент предлагает более сорока различных движков, адаптированных к возможностям игроков разного уровня мастерства.Люди, которые еще не умеют играть в шахматы, тоже найдут здесь что-то для себя, ведь создатели этой бесплатной шахматной программы для компьютера создали несколько адаптированных к обучению движков. Основная цель игры - шахматная дуэль с все более сложными для победы противниками, управляемыми компьютером, и с ограниченным количеством инструкций, предоставляемых виртуальным шахматным руководителем. Сам графический интерфейс Lucas Chees чрезвычайно интуитивно понятен в освоении.Дополнительную легкость добавляет меню на польском языке.

Lucas Chess - Два типа рейтинговых соревнований и возможность сравнивать результаты с другими игроками

Lucas Chees предлагает нам множество видов виртуальных шахматных соревнований, которые происходят на экране нашего компьютера. Два из них позволяют поделиться полученными результатами в онлайн-рейтинге, где мы можем сравнить их с другими пользователями Интернета. Первый тип рейтингового турнира — это победа один на один против всех движков, доступных в Lucas Chees.начиная с самого слабого и заканчивая самым сложным. Однако во втором нам придется иметь дело со всеми двигателями в пределах нашего диапазона очков и добавлять или вычитать очки в соответствии с результатами игры.

В Ring Publishing мы публикуем статьи, связанные с цифровыми публикациями, и объясняем, что это такое. Также мы расскажем, что такое технологии в журналистике и как работает Headless CMS.

теги: шахматы, шахматы на польском языке

Информация о Lucas Chess R на польском языке

Операционная система: Windows Vista, Windows 7, Windows 8, Windows 8.1, Windows 10, Windows 11

Версия: 32-разрядная, 64-разрядная

Другие версии: -Выберите-Windows, 32-разрядная, 64-разрядная, переносная

Требуется Lucas Chess для другой системной платформы? Так уж получилось, что у нас также есть Lucas Chess для бесплатной загрузки для платформы Pendrive . Вы можете найти все доступные версии в раскрывающемся списке выше.

  • Лицензия: GNU GPL
  • Язык: польский
  • Производитель:
  • Обновлено:

Только новые статьи

Введите свой e-mail

Видео-курс

Blender для новичков

Ваше имя:Ваш E-Mail: