Как выглядит пробел


Справочник: пробелы

Пробел — один из важнейших и наиболее часто используемых знаков на письме. Пробел известен любому пользователю компьютера как самая широкая клавиша на клавиатуре, однако сам термин гораздо шире и содержит в себе многие важные типографические понятия и явления.

Пробел — это пустое пространство, контрформа, которая отделяет буквы, слова, строки друг от друга. Бывают спусковые, абзацные, межстрочные, межсловные и межбуквенные пробелы. В этой статье мы рассмотрим в первую очередь межсловные пробелы, то есть пробел как знак.

Долгое время в европейских письменностях не было межсловных пробелов, в латинице они появились только в VII веке. В эпоху металлического набора пробел был материальным объектом — куском металла, который не оставлял оттиска. В докомпьютерную эпоху текст чаще всего выключали по формату, и для равномерного распределения текста требовалось несколько пробелов разной ширины. Эти типы пробелов определялись с помощью понятия «круглая» — величины, равной высоте кегельной площадки Кегельной площадкой в металлическом наборе называлась торцевая часть литеры, прямоугольник с печатающим элементом. На иллюстрации ниже высота кегельной площадки обозначена буквой c

. При кегле в 12 пунктов размер круглой также равен 12 пт, и исходя из этого ширина полукруглой будет 6 пт, третной — 4 пт и т. д.

Пробелы на примере шрифта Gauge. Ширины и соотношения пробелов разнятся в зависимости от шрифта

Эти виды пробелов сохранились и в компьютерную эпоху, однако в основном используются типографами. В мессенджерах, текстовых редакторах и других программах и приложениях, как правило, есть только обычный пробел.

Обычный пробел

Обычный, или межсловный, пробел — тот самый знак, который вызывается самой длинной клавишей на клавиатуре.

В эпоху металлического набора размер обычного пробела разнился в зависимости от страны и типографической традиции, чаще всего он был достаточно широкий.

В качестве стандартного межсловного пробела в металлическом наборе использовалась полукруглая шпация Металлическая пластина без печатающего элемента для набора пробелов, отбивок и отступов, равная половине высоты кегельной площадки (в кириллической типографике; в латинской пробел был равен трети круглой шпации). Александра Королькова «Живая типографика» (2012)

В ранних оцифровках шрифтов часто можно увидеть чрезмерно большие пробелы — вероятно, это попытка скопировать полукруглую или треть круглой, которые считались за основной пробел в металлическом наборе. Такая ширина пробелов может заметно нарушать ритм набора и будет казаться излишней в современной типографике.

Большие пробелы и физиологически не нужны и делают весь рисунок набора решётчатым, портя композицию страницы в эстетическом отношении. Если по условиям набора данной строки нельзя выдержать расстояние в полукруглую, то лучше уменьшай пробелы, пользуясь тройными шпациями (составляющими треть круглого) или шпациями в 3 и даже 2 пункта. М. И. Щелкунов «История, техника, искусство книгопечатания» (1926)

Такие широкие пробелы непривычны современному читателю и слишком заметны в наборе

В наше время ширину пробела выставляет сам дизайнер шрифта, и это один из определяющих моментов в разработке шрифта наравне с апрошами — от ширины пробела сильно зависит фактура и ритм.

Многие современные шрифтовики пытаются подчинить ширину пробела определённым правилам: например, некоторые говорят, что пробел должен быть шириной в площадку строчной буквы i. Но это утверждение не универсально: например, оно точно не сработает в шрифтах с нестандартным рисунком и пропорциями буквы i. В сверхкрупных кеглях апроши и межсловные пробелы нередко специально уменьшают, в таких случаях даже площадка буквы i может быть слишком широкой.

Золотое правило для набора заголовков — межсловные пробелы равны ширине строчной буквы i. Для удобства чтения длинных строк пробелы между словами должны быть гораздо больше. Эрик Шпикерманн «О шрифте» (1993)

В зависимости от того, об антикве речь или о гротеске, имеет смысл либо учитывать полуапроши знака, либо нет. Всё может разниться и в зависимости от начертания — в широких и светлых стилях белого будет больше, чем в узких и тёмных, и это распространится на величину пробела.

Нет никаких сомнений в том, что межсловные пробелы не должны быть слишком большими или что линия набора должна быть хорошо сбалансирована. То, что применимо к внутрибуквенным пробелам, применимо и к межсловным пробелам: они следуют тем же правилам, что и внутреннее белое каждой буквы. Чем оно меньше, тем меньше должны быть межсловные пробелы. Чем больше внутреннее белое, тем больше межбуквенные пробелы. Jost Hochuli Detail in Typography (1987)

Пустое место между словами должно быть ровно таким, чтобы слова заметно отделялись друг от друга, — если пробел будет больше, между словами возникнут дыры, а если меньше — одно слово сложно будет отделить от другого. Измерить пробел линейкой невозможно — всё зависит от конкретного рисунка конкретного шрифта.

Пробелы в шрифте Kazimir Text. Ширина пробела нормальная — слова отделяются друг от друга, иерархия белого пространства сохраняется Если увеличить межсловные пробелы, они начинают спорить с интерлиньяжем, в таком тексте становится сложно ориентироваться Если, наоборот, сделать пробелы меньше, то читать будет по-прежнему возможно, но станет тяжелее — слова начнут сливаться друг с другом

Использовать два пробела подряд — приём, перекочевавший из эпохи печатных машинок. Стоит проверять документ на наличие двойных пробелов и заменять их на одинарные.

Некоторые рекомендации, которые давались профессиональным машинисткам, до сих пор живут в привычках при наборе цифровых документов. Например, использование трёх пробелов после точки или двух пробелов после запятой. На печатной машинке был доступен только один тип пробела, поэтому слова и предложения разделялись друг от друга на одинаковое расстояние. Двойным пробелом было принято разделять предложения, чтобы улучшить удобочитаемость текста. María Ramos Silva Type design for typewriters: Olivetti (2015)

Дополнительный пробел после точки — сомнительный приём с точки зрения удобочитаемости. Можно предположить, что в эпоху печатных машинок дополнительный пробел мог лучше отделять предложения друг от друга в условиях моноширинного шрифта, однако моноширинные точка с пробелом и так образуют большее пространство, чем любой пробел внутри предложения. Со времён печатных машинок инструменты для набора существенно улучшились, а моноширинным шрифтом без крайней необходимости набирать тексты никто не будет. Поэтому отбивать что-либо двойным пробелом сейчас — дурной тон вне зависимости от шрифта.

Американский юрист Мэттью Баттерик написал книгу о типографике для юристов, писателей и всех, кто работает с текстом. В Америке практика ставить двойные пробелы до сих пор широко распространена у старшего поколения, поэтому Баттерик посвятил этой теме целых две главы своей «Практической типографики». Баттерик пытается повлиять на читателя с помощью воображаемых диалогов:

— Если вы утверждаете, что меньшие пробелы нужны в определённых ситуациях, почему вы настаиваете на том, что между предложениями должен быть лишь один пробел, ведь большее пространство может быть лучше?
— Потому что вы уже используете большее пространство. Пробел после предложения обычно появляется после точки. Поэтому оптически пространство в конце предложения уже выглядит больше, чем межсловный пробел. Нет нужды добавлять ещё один пробел. Matthew Butterick Butterick’s Practical Typography (2013)

Неразрывный пробел (Non-breaking Space)

Пробел, который предотвращает автоматический переход на следующую строку. С помощью неразрывных пробелов склеивают предлог и стоящее за ним слово, числа и обозначения, имя и фамилию и т. д.

Неразрывный пробел поддерживается почти всеми текстовыми редакторами, программами вёрстки и браузерами наряду с обычным пробелом, поэтому не стоит забывать использовать его в соответствии с правилами набора на конкретном языке.

В русском языке неразрывный пробел должен соединять тире с предыдущим словом (кроме прямой речи), предлоги с последующим словом, инициалы с фамилией, сокращения (и т. п.), знак номера и цифры, числа и наименования.

В наборе на английском языке хорошим тоном считается склеивать не предлоги, а местоимения и артикли с последующим словом. Впрочем, часто, особенно в журналах и газетах, на это закрывают глаза.

В программах, созданных для профессионального набора, есть пробелы нестандартной ширины. В Индизайне все дополнительные пробелы — круглая, полукруглая, волосяная и т. д. — неразрывные.

Дополнительные пробелы

Обычный пробел используется повсеместно, его поддерживает любая программа для набора текста, сообщений или кода. Почти везде поддерживается и неразрывный пробел. Однако в компьютерном наборе сохранились пробелы эпохи металлического набора, обеспечивающие более тонкую настройку белого на полосе, если это необходимо.

Если дополнительные пробелы есть в шрифте, часто их можно вызвать с помощью палитры глифов или вставкой из буфера обмена. Вызвать пробелы непосредственно через интерфейс программы можно далеко не везде: например, Иллюстратор версии 2020 года знает только четыре нестандартных пробела — круглую, полукруглую, тонкую и волосяную шпации.

На то есть причины: Иллюстратор, как и Фотошоп, не рассчитан на вёрстку текста. Зато в Индизайне легко вызываются все дополнительные пробелы, и знающий верстальщик всегда будет использовать их в своей работе.

Круглая шпация (Em Space)

Пробел шириной с кегельную площадку. В ранних антиквах площадка у заглавной буквы М стремилась по пропорциям к квадрату — вероятно, отсюда пошло и английское название. В металлическом наборе круглую шпацию часто использовали для абзацных отступов.

Полукруглая шпация (En Space)

Половина круглой. В русскоязычном металлическом наборе считалась основным типом пробела, хотя для межсловного пробела, особенно при флаговом наборе Выравнивание текста по левому или правому краю , такая ширина избыточна.

Третная шпация (Three-per-em Space, Third Space)

Треть круглой шпации. Исторически считалась основным пробелом в западноевропейской типографике.

Важнейшее требование к хорошему наборщику — это цельность строки текста, а она создаётся только при наборе на третную шпацию. В прежние времена и антикву набирали гораздо уже, чем теперь: на оттиске оригинала антиквы Гарамона 1592 года при шрифте в 14 пунктов во всех строчках межсловный пробел составляет всего лишь около 2 пунктов, то есть одну седьмую круглой шпации! Так что никак нельзя сказать, что набор на третную шпацию слишком плотный. Ян Чихольд «Облик книги» (1975)

Четвертная шпация (Quarter Space)

Четверть круглой. Некоторые авторы считают четвертную шпацию основным межсловным пробелом.

Для нормального текстового шрифта в текстовом кегле типичное значение межсловного пробела составляет четверть круглой, или M/4. (Четверть круглой обычно по ширине равна примерно ширине буквы t или чуть больше.) Роберт Брингхерст «Основы стиля в типографике» (1992)

Тонкая шпация (Thin Space)

⅕ круглой. Часто тонкий пробел — это примерно половина обычного, поэтому тонким пробелом пользуются там, где обычный пробел будет слишком широк. Например, тонким пробелом обычно отбивают тире в случаях, когда обычный пробел даёт слишком много белого вокруг. Тонким пробелом также отбивают инициалы — друг от друга и от фамилии.

Обычный пробел в шрифте Spectral слишком широк для отбивки инициалов и тире Тонкие пробелы выглядят аккуратнее и лучше связывают инициалы с фамилией и две части предложения друг с другом

В эпоху металлического набора тонкий пробел часто называли двухпунктовым, ориентируясь на десятый кегль шрифта, однако в компьютерном наборе такое название потеряло смысл. Пробел в 2 пункта при наборе кеглем в 10 пт и такой же пробел при наборе кеглем в 72 пт будут выглядеть совершенно по-разному.

Во французской типографической традиции тонким или волосяным пробелом принято отбивать все двучастные знаки — восклицательный, вопросительный, двоеточие, точку с запятой и т. п.

Вне зависимости от языка знаки типа вопросительного и восклицательного обычно хорошо заметны при обычном наборе, но могут затеряться при наборе прописными — в таких случаях их стоит отбить.

Одна шестая круглой (Sixth Space)

Шестерной пробел используют в тех случаях, когда тонкий пробел слишком широк.

Волосяная шпация (Hair Space)

Самая узкая шпация, в металлическом наборе равнялась 1/10 круглой, в компьютерную эпоху — чаще всего 1/ 24 круглой. Может пригодиться, если в наборе определённым шрифтом полуапроши у знаков препинания слишком тесные, а тонкий пробел будет слишком широким. Например, вместо тонкого пробела для отбивки тире можно использовать волосяной — всё зависит от полуапрошей и рисунка.

Имейте в виду: при замене шрифта набранные типы пробелов сохранятся, но их ширины могут поменяться, а это может сказаться на наборе.

Не дико ли, когда знак препинания, относящийся ко всей предыдущей фразе, тесно приклеен к одному последнему слову этой фразы? И, наоборот, как неудачливо он стоит, если между ним и предыдущим словом — большой промежуток. В сущности следовало бы уже работникам в словолитне подумать об этом и отливать знаки препинания с небольшим средним заплечиком слева знака препинания. Но не всегда, вернее — редко словолитчики столь предусмотрительны, да они и привыкли отливать все литеры без средних заплечиков. При выбивке пуансоном матрицы тоже едва ли вспомнят о красоте отбивки знаков препинания. Поэтому — на твоих плечах лежит тяжесть исправления этого недостатка, а ещё больше на плечах наборщиков. Последние не любят однопунктовых шпаций, но только такая тонкая шпация спасает здесь красоту набора. Поэтому — при знаках препинания: , ; . … : ! ? — настаивай, чтобы перед ними стояла однопунктовая (волосяная) шпация, но в том лишь случае, если у них нет среднего заплечика слева. Если от тебя зависит покупка шрифта для типографии — предусмотри этот вопрос при заказе шрифтов, заставь словолитню подумать о красоте её работы и в этой детали. М. И. Щелкунов «История, техника, искусство книгопечатания» (1926)

Пробелы при полной выключке

Полная выключка — то есть выравнивание краёв у текста — до сих пор часто применяется при вёрстке книг и журналов. При полной выключке ширина межсловных пробелов не постоянна, она меняется, чтобы распределить слова по всей ширине строки. В такой ситуации равномерность пробелов может быть даже важнее самого размера пробелов: одинаково большие пробелы на всей полосе набора лучше, чем большие пробелы только на одной строке. Поэтому каким бы оптимальным ни был межсловный пробел по ширине в шрифте, для набора с полной выключкой этого будет недостаточно.

Если в эпоху металлического набора все пробелы набирались вручную, а верстальщик понимал, какую именно шпацию нужно поставить для ровного набора, — то сегодня ширину пробелов при полной выключке определяет компьютер. Алгоритм делит оставшееся место на строке на равные части и добавляет эти части к обычным пробелам. При этом алгоритм игнорирует буквы, синтаксис и пунктуацию, поэтому при наборе в полную выключку всегда стоит перепроверять и корректировать пробелы вручную.

В Индизайне можно настроить минимальную и максимальную ширину пробела для набора в полную выключку: за основу берётся ширина обычного пробела 100 %, максимальная ширина обычно около 120 %, а минимальная — около 80 %.

Если текст набран с полной выключкой, то разумный минимальный межсловный пробел составляет одну пятую круглой (М/5), а М/4 (четверть круглой) — это то оптимальное значение, к которому следует стремиться. Разумный максимальный межсловный пробел — М/2 (полукруглая). Если можно довести его до М/3, тем лучше. Но для шрифтов с большими межбуквенными пробелами или текста, набранного мелким кеглем, лучше выбирать среднее значение М/3, минимум М/4. В строке прописных с большими межбуквенными пробелами может потребоваться межсловный пробел М/2 или более. Роберт Брингхерст «Основы стиля в типографике» (1992)

Брингхерст советует выбирать оптимальные ширины пробелов исходя из круглой. Однако пробелы — величина относительная, поэтому при полной выключке нужно учитывать не ширину абстрактной круглой, а ширину конкретного пробела.

Оптимальная величина пробелов при полной выключке эфемерна и меняется в зависимости от шрифта, ширины строки, интерлиньяжа и многих других факторов. Поэтому настроить максимальные и минимальные значения пробелов в Индизайне один раз для всех случаев недостаточно — стоит вручную подбирать оптимальные варианты.

При наборе в полную выключку ширина обычного пробела становится плавающей. Пробел фиксированной ширины и все дополнительные пробелы, ширина которых всегда неизменная, помогут лучше контролировать набор.

Чем ровнее промежутки между словами, тем лучше <…>. Не должно ни в каком случае допускать значительной разницы в ширине пробелов, а небольшая разница повредить красоте набора не может. Пётр Коломнин «Краткие сведения по типографскому делу» (1899)

Цифровой пробел (Figure Space)

Цифровой пробел нужен для набора таблиц. Если в шрифте есть моноширинные цифры, то ширина пробела будет такой же, как ширина таких цифр. Цифровой пробел — неразрывный, он всегда будет держать части, которые отбивает, вместе на одной строке.

Цифровой пробел обычно значительно шире обычного, он пригодится там, где нужно выровнять много разноразрядных чисел

Пунктуационный пробел (Punctuation Space)

Чаще всего ширина такого пробела равняется ширине площадки точки и двоеточия. Может пригодиться при вёрстке чисел в таблицах, где вместо точки или запятой разряды обозначаются пробельным элементом.

Тонкий неразрывный пробел (Narrow No-break Space)

Тонкий пробел, который предотвращает автоматический переход на следующую строку. Название этого знака в Юникоде вызывает дополнительную путаницу — Narrow в данном случае то же самое, что и Thin, а Narrow Space имеет такую же ширину, что и Thin Space.

В некоторых программах, например в Indesign, простой тонкий пробел будет неразрывным по умолчанию и вызывается как Thin Space. В остальных случаях, например в вебе, используется отдельный символ Narrow No-break Space.

Пробелы в вёрстке

Распределение белого в вёрстке — важнейший фактор, отвечающий за аккуратный набор и понятную структуру материала. Многие дизайнеры помнят о взаимосвязях кегля, ширины строки и полей набора, но могут забывать о том, что межсловные пробелы равноценно участвуют в этих взаимосвязях.

Текстовое начертание, рассчитанное на использование в меньших кеглях, потребует уменьшенных апрошей и пробелов, если им набрать крупный заголовок. Размер кегля становится важнее для определения величины пробелов и белого в целом, чем то, текстовый шрифт или акцидентный.

Стоит помнить о пробелах и при форматировании текста. Если внутри текста есть фразы, набранные капителью или прописными, нередко их стоит дополнительно разрядить. В зависимости от ситуации ручная компенсация пробелов может понадобиться и в тексте, набранном одним начертанием, и при выделении фрагментов текста курсивом или жирным начертанием.

Апроши у капители в шрифте Charter cлишком тесные, такую капитель нужно разрядить А в шрифте William автор предусмотрел разрядку капители, поэтому дополнительно разряжать такую капитель не стоит В тексте, набранном одним начертанием, тоже может понадобиться ручная компенсация: в шрифте Guyot ширины обычного пробела явно не хватает в последовательности of ‘i’

Пробелы в программах

В интерфейсах программ, не предназначенных для работы с типографикой, чаще всего доступны только обычный и неразрывный пробел. Однако почти везде, где поддерживается Юникод, необходимые дополнительные символы можно вставить с помощью буфера обмена. Всё зависит от программы или приложения: например, на момент написания статьи Фейсбук позволяет вставлять дополнительные пробелы в окно ввода, однако заменяет их на обычные при публикации.

В вебе, кроме того, дополнительные пробелы можно вставлять с помощью специальных обозначений в HTML — такое решение сделает исходный код менее понятным, зато позволит точно отследить, где были поставлены нестандартные пробелы. Обратите внимание, что разные браузеры могут отображать пробелы по-разному, а ещё недавно некоторые из них вовсе игнорировали дополнительные пробелы и заменяли их на обычные. Стоит проверять корректное отображение дополнительных пробелов там, где вы их используете.

Две основные программы для текстовой вёрстки — Adobe Indesign и Quark Xpress — поддерживают все типы пробелов. Шрифтовики часто включают в свои шрифты как минимум тонкий и волосяной пробелы, в таком случае величины этих пробелов корректно отображаются в программе. Автор шрифта сам определяет эти ширины, поэтому в зависимости от шрифта они могут сильно различаться, зато у дизайнера появляется больше контроля над межсловными расстояниями.

Если вызвать в панели Индизайна дополнительный пробел, которого нет в исходном шрифте, программа сама сделает расчёт величины этого пробела. Например, волосяной пробел и в акцидентном начертании с тесными апрошами, и в текстовом начертании с большими апрошами при кегле в 24 пункта будет равен 1 пункту.

Пробелы, рассчитанные таким образом, не всегда могут подойти для задачи. В зависимости от апрошей и рисунка шрифта ширина дополнительного пробела, предлагаемого Индизайном, может быть недостаточной или, наоборот, избыточной. А если перенести текст с такими пробелами из Индизайна в Фигму, их ширина, скорее всего, изменится — у каждой программы могут быть свои алгоритмы расчёта таких величин.

Здесь стоит быть бдительными и доверять глазу — важны не математические величины, а убедительные взаимоотношения чёрного и белого.

Тире отбито волосяными пробелами, предусмотренными авторами шрифта Тире отбито волосяными пробелами, предусмотренными авторами шрифта В этих шрифтах нет волосяного пробела, поэтому он вычисляется автоматически Например, с такой высотой строчных и апрошами в Arno Pro и Ria Text ширины механического волосяного пробела вполне хватает. А в случае с IBM Plex, возможно, стоит использовать тонкий пробел вместо волосяного

Пробел — один из важнейших элементов типографики, потому что он наравне с апрошами задаёт ритм и группирует блоки с информацией. Невнимательное отношение к пробелам приводит к нарушению взаимосвязей между ними: межстрочного с межсловным, межсловного с межколонником. В таких случаях читатель теряет строку и вынужден прикладывать дополнительные усилия — если это не является вашей концептуальной задачей, всегда обращайте внимание на соотношения пробелов.

Сводная табличка

Неразрывный пробел MacOS: Alt + пробел
Windows: Alt+0160
Юникод: U00A0
HTML: &nbsp;

Indesign: Type → Insert White Space → Nonbreaking Space или Alt + Cmnd + X
в случаях с выключкой по формату, если нужна неизменяемая ширина пробела:
Type → Insert White Space → Nonbreaking Space (Fixed Width) (в случаях с выключкой по формату, если нужна неизменяемая ширина пробела)

Тонкий пробел Юникод: U2009
HTML: &thinsp;

Indesign: Type → Insert White Space → Thin Space
или
Shift + Alt + Cmnd + M

Тонкий неразрывный пробел (для веба) Юникод: U202F
HTML: &#8239;
Круглая шпация Юникод: U2003
HTML: &emsp;

Indesign: Type → Insert White Space → Em Space

Полукруглая шпация Юникод: U2002
HTML: &ensp;

Indesign: Type → Insert White Space → En Space

Третная шпация Юникод: U2004
HTML: &emsp13;

Indesign: Type → Insert White Space → Third Space

Четвертная шпация Юникод: U2005
HTML: &emsp14;

Indesign: Type → Insert White Space → Quarter Space

Одна шестая круглой Юникод: U2002
HTML: &#8198;

Indesign: Type → Insert White Space → Sixth Space

Волосяная шпация Юникод: U200A
HTML: &hairsp;

Indesign: Type → Insert White Space → Hair Space

Цифровой пробел Юникод: U2007
HTML: &numsp;

Indesign: Type → Insert White Space → Figure Space

Пунктуационный пробел Юникод: U2008
HTML: &puncsp;

Indesign: Type → Insert White Space → Punctuation Space

Библиография

Александра Королькова «Живая типографика»
М.  И. Щелкунов «История, техника, искусство книгопечатания»
Эрик Шпикерманн «О шрифте»
Ян Чихольд «Облик книги»
Роберт Брингхерст «Основы стиля в типографике»
Пётр Коломнин «Краткие сведения по типографскому делу»

Jost Hochuli, Detail in Typography
María Ramos Silva, Type design for typewriters: Olivetti
Matthew Butterick, Butterick’s Practical Typography

Martin Wichary, Space Yourself (smashingmagazine.com)
Yves Peters, Adventures in Space (fontshop.com)
Алексей Ёжиков, «Всё (или почти всё) о пробеле» (habr.com)

Кирилл Беляев, «Пробелы и символы нулевой ширины, с копированием в буфер по клику, короткими мнемониками и аннотациями о применении», сводная табличка

Пробелы

При наборе текста мы иногда сталкиваемся с тем, что некоторые сочетания символов смотрятся нехорошо и с пробелом, и без него.

Часть этих конфликтов очевидны, и тогда возникают споры о том, нужно ли ставить пробел; другие почти не обращают на себя внимания.

В некоторых случаях один из двух вариантов явно предпочтительнее, но часто оба одинаково плохи. Скажем, знаки математических операций, окружённые пробелами, создают слишком много «воздуха» между числами, и визуально воспринимаются бо́льшими, чем пробелы вокруг самих формул. Без пробелов же, наоборот, слишком тесно. Особо плохо смотрятся — что с пробелами, что без них — общепринятые сокращения.

Причиной существования этой проблемы является то, что на компьютере пробел — это такой символ, а не просто некоторое незаполненное расстояние. Набирая текст, мы обычно исходим из того, что можем либо поставить пробел, либо не поставить. Однако открывая хорошо изданную книгу мы, как правило, не видим таких неаккуратностей. Потому, что перед издателем стоит выбор не между наличием или отсутствием пробела, но между тем, какой длины пробел использовать в каком случае.

Создатели Уникода учли это, наделав в нём целую кучу разных пробелов. Они отличаются длиной, возможностью разрыва текста и поведением при выравнивании по ширине. Ясно, что в большинстве программ всё это не работает. В Ворде можно через «вставку символа» вставить «короткий пробел», однако выглядит он абсолютно точно так же, как и не короткий. Из установленных на моём компьютере браузеров только Фаерфокс отображает уникодовские пробелы как положено.

Но непонимание браузерами различных пробелов в действительности не является камнем преткновения. Сделать пробел любой длины очень просто:

<span>&nbsp;</span>
 
 span.tsp {
   display: inline;
   display: inline-block;
   display: -moz-inline-box;
   width: 0.12em;
   overflow: hidden;
   text-decoration: inherit
 }

Обычный пробел имеет длину 1/3 em. А этот спан имеет длину 1/8 em и как нельзя лучше подходит для наших целей. Целиком конструкцию с пробелами придётся завернуть в <nobr>, поскольку ни &nbsp; внутри спана, ни white-space: nowrap; в стиле не спасают от разрыва. Убрать &nbsp;, однако, тоже нельзя, потому, что без него этот спан может отображаться как дырка, в которой рвётся подчёркивание ссылки.

Конкретные «правила» использования коротких пробелов выделить сложно, нужно просто помнить о такой возможности и применять её всюду, где это сделает текст лучше.

Скажем, короткий пробел может быть полезен между номером и буквой дома. По идее их нужно писать слитно, однако во многих шрифтах буква б слишком похожа на цифру 6, поэтому когда написано 25б может быть трудно понять, идёт ли речь о доме двадцать пять «бэ» или о доме двести пятьдесят шесть. Вариант 25 б такой проблемы лишён.

Можно пойти дальше, и сделать несколько классов немного отличающейся длины. Скажем, между инициалами Пушкина можно поставить пробел чуть больше, 1/6 em. Для долларов, процентов и градусов Цельсия, напротив, может хватить и 1/12. Но я предпочитаю ограничиться одним вариантом короткого пробела. Лишь для отбивки «американского тире» его будет действительно слишком много, но мы с ним и не сталкиваемся (на картинке выше используется пробел длиной 1/16 em).

Как играть в разрыв

На волатильных рынках трейдеры могут извлечь выгоду из больших скачков цен на активы, если их можно превратить в возможности. Гэпы — это области на графике, где цена акции (или другого финансового инструмента) резко движется вверх или вниз, практически без торговли между ними. В результате график актива показывает разрыв в обычной ценовой модели. Предприимчивый трейдер может интерпретировать и использовать эти гэпы для получения прибыли. Эта статья поможет вам понять, как и почему возникают гэпы, и как вы можете использовать их для совершения прибыльных сделок.

Ключевые выводы

  • Гэпы — это пробелы на графике, которые появляются, когда цена финансового инструмента значительно изменяется с небольшими промежуточными сделками или без них.
  • Гэпы возникают неожиданно, когда воспринимаемая стоимость инвестиций изменяется из-за основных фундаментальных или технических факторов.
  • Гэпы классифицируются как прорыв, истощение, обычный или продолжение в зависимости от того, когда они возникают в ценовой модели и о чем они сигнализируют.

Основы Gap

Гэпы возникают из-за фундаментальных фундаментальных или технических факторов. Например, если прибыль компании намного выше, чем ожидалось, акции компании могут вырасти на следующий день. Это означает, что цена акции открылась выше, чем она закрылась накануне, в результате чего образовался гэп. На рынке форекс отчет нередко вызывает столько шума, что он расширяет спред спроса и предложения до такой степени, что можно увидеть значительный разрыв. Точно так же акция, пробившая новый максимум в текущей сессии, может открыться выше в следующую сессию, таким образом, по техническим причинам произойдет гэп вверх.

Зазоры можно разделить на четыре группы:

  • Гэпы прорыва возникают в конце ценовой модели и сигнализируют о начале нового тренда.
  • Гэпы истощения возникают ближе к концу ценовой модели и сигнализируют о последней попытке достичь новых максимумов или минимумов.
  • Обычные гэпы не могут быть помещены в ценовой паттерн , они просто представляют собой область, где цена сделала гэп.
  • Зазоры продолжения , также известные как неконтролируемые гэпы, возникают в середине ценового паттерна и сигнализируют о наплыве покупателей или продавцов, которые разделяют общее мнение о будущем направлении базовой акции.

Заполнять или не заполнять

Когда кто-то говорит, что гэп заполнен, это означает, что цена вернулась к исходному уровню до гэпа. Эти заполнения довольно распространены и происходят из-за следующего:

  • Иррациональное изобилие : Первоначальный всплеск мог быть чрезмерно оптимистичным или пессимистичным, поэтому требовал коррекции.
  • Техническое сопротивление : Когда цена резко движется вверх или вниз, она не оставляет после себя никакой поддержки или сопротивления.
  • Ценовая модель : Ценовые модели используются для классификации гэпов и могут сказать вам, будет ли заполнен гэп или нет. Гэпы истощения обычно заполняются с наибольшей вероятностью, потому что они сигнализируют об окончании ценового тренда, в то время как гэпы продолжения и прорыва заполняются значительно реже , поскольку они используются для подтверждения направления текущего тренда.

Когда гэпы заполняются в течение того же торгового дня, когда они возникают, это называется исчезновением. Например, предположим, что компания объявляет о высокой прибыли на акцию за этот квартал, и при открытии она делает гэп вверх (это означает, что она открылась значительно выше, чем предыдущее закрытие). Теперь предположим, что в течение дня люди понимают, что в отчете о движении денежных средств есть некоторые недостатки, поэтому они начинают продавать. В конце концов, цена достигает уровня закрытия вчерашнего дня, и гэп заполняется. Многие внутридневные трейдеры используют эту стратегию во время сезона отчетности или в другое время, когда иррациональное изобилие находится на пике.

Как играть в гэпы

Есть много способов воспользоваться этими пробелами, и некоторые из них более популярны, чем другие. Некоторые трейдеры будут покупать, когда фундаментальные или технические факторы благоприятствуют гэпу на следующий торговый день. Например, они будут покупать акции в нерабочее время, когда будет опубликован положительный отчет о доходах, надеясь на гэп вверх на следующий торговый день. Трейдеры также могут покупать или продавать высоколиквидные или неликвидные позиции в начале ценового движения, надеясь на хорошее исполнение и продолжение тренда. Например, они могут купить валюту, когда она очень быстро растет из-за низкой ликвидности и отсутствия значительных накладных расходов на сопротивление.

Некоторые трейдеры будут гасить разрывы в противоположном направлении, как только будет определена точка максимума или минимума (часто с помощью других форм технического анализа). Например, если на каком-то спекулятивном отчете цена на акции гэпом вверх, опытные трейдеры могут сгладить гэп, продав акции на понижение. Наконец, трейдеры могут покупать, когда уровень цен достигает предыдущей поддержки после того, как гэп был заполнен. Пример этой стратегии описан ниже.

Вот ключевые вещи, которые вы должны помнить при торговле с гэпами:

  • Как только акция начала заполнять гэп, она редко останавливается, потому что часто нет немедленной поддержки или сопротивления.
  • Гэпы истощения и гэпы продолжения предсказывают движение цены в двух разных направлениях убедитесь, что вы правильно классифицируете гэп, который собираетесь играть.
  • Розничные инвесторы обычно проявляют иррациональное изобилие; однако институциональные инвесторы могут подыгрывать своим портфелям, поэтому будьте осторожны при использовании этого индикатора и подождите, пока цена начнет снижаться, прежде чем открывать позицию.
  • Обязательно следите за громкостью. Большой объем должен присутствовать в прорывных промежутках, а низкий – в промежутках истощения.

Пример торговли с разрывом

Чтобы связать эти идеи воедино, давайте рассмотрим базовую систему торговли на гэпах, разработанную для рынка форекс. Эта система использует гэпы для прогнозирования откатов к предыдущей цене. Вот правила:

  1. Сделка всегда должна быть в общем направлении цены (проверьте часовые графики).
  2. Валюта должна значительно гэпнуть выше или ниже ключевого уровня сопротивления на 30-минутных графиках.
  3. Цена должна вернуться к исходному уровню сопротивления. Это будет означать, что разрыв был заполнен, и цена вернулась к предыдущему сопротивлению, превратившемуся в поддержку.
  4. Должна быть свеча, означающая продолжение цены в направлении гэпа. Это поможет гарантировать, что поддержка останется нетронутой.

Поскольку рынок форекс является круглосуточным рынком (он открыт 24 часа в сутки с 17:00 по восточному поясному времени в воскресенье до 16:00 по восточному поясному времени в пятницу), гэпы на рынке форекс отображаются на графике в виде больших свечей. Эти большие свечи часто возникают из-за публикации отчета, вызывающего резкие движения цен при незначительной ликвидности или ее отсутствии. На рынке форекс единственные видимые гэпы на графике случаются, когда рынок открывается после выходных.

Давайте посмотрим на пример этой системы в действии:

Изображение Джули Банг © Investopedia 2020

Большая свеча, обозначенная стрелкой влево на этом графике GBP/USD, является примером гэпа на рынке форекс. Это не похоже на обычный гэп, но отсутствие ликвидности между ценами делает его таковым. Обратите внимание, как эти уровни действуют как сильные уровни поддержки и сопротивления.

На рисунке 1 мы можем видеть, что цена совершила гэп выше некоторого сопротивления консолидации, откатилась и заполнила гэп и, наконец, возобновила свой путь вверх, прежде чем вернуться вниз. Мы видим, что ниже гэпа есть небольшая поддержка до предшествующей поддержки (где мы покупаем). Трейдер также может зашортить валюту на пути вниз к этой точке и попытаться определить вершину.

Гэпы сопряжены с риском из-за низкой ликвидности и высокой волатильности, но при правильной торговле они открывают возможности для быстрой прибыли.

Практический результат

Те, кто изучает основные факторы, лежащие в основе гэпа, и правильно определяют его тип, часто могут торговать с высокой вероятностью успеха. Однако всегда есть вероятность, что сделка пойдет не так. Во-первых, этого можно избежать, наблюдая за сетью электронной связи (ECN) и объемом в реальном времени. Это даст вам представление о том, где находятся различные открытые сделки. Если вы видите сопротивление большого объема, препятствующее заполнению гэпа, перепроверьте предпосылку вашей сделки и подумайте о том, чтобы не торговать по ней, если вы не совсем уверены, что она верна.

Во-вторых, убедитесь, что подъем превышает . Иррациональное изобилие не обязательно немедленно корректируется рынком. Иногда акции могут расти в течение многих лет при чрезвычайно высоких оценках и торговаться высоко на слухах без коррекции. Обязательно дождитесь снижения и отрицательного объема, прежде чем открывать позицию. Наконец, всегда обязательно используйте стоп-лосс при торговле. Лучше всего размещать стоп-лосс ниже ключевых уровней поддержки или на заданном проценте, например -8%.

Определение отрывного зазора

Что такое отрывной разрыв?

Гэп прорыва — это термин, используемый в техническом анализе и обозначающий сильное ценовое движение через поддержку или сопротивление. Гэп — это разница между ценой открытия и предыдущей ценой закрытия, когда не происходит никакой торговой активности. Цена отрывается от поддержки или сопротивления через гэп, а не внутридневной прорыв. Гэпы пробоя часто наблюдаются в начале тренда, когда цена выходит из торгового диапазона или следует за разворотом тренда.

Ключевые выводы

  • Гэп прорыва возникает, когда цена разрывается выше сопротивления или ниже поддержки.
  • В этом случае поддержка или сопротивление часто ассоциируются с графическим паттерном, таким как торговый диапазон, треугольник, клин или другие паттерны.
  • Прорывные разрывы часто возникают в начале тренда и демонстрируют уверенность в новом направлении тренда.
  • Другие типы гэпов включают неконтролируемые, исчерпывающие и обычные гэпы.

Понимание разрыва отрыва

Гэп прорыва возникает, когда цена разрывается выше области поддержки или сопротивления, например, установленных во время торгового диапазона. Когда цена прорывается из устоявшегося торгового диапазона через гэп, это и есть гэп прорыва. Гэп прорыва также может возникнуть из-за другого типа графического паттерна, такого как треугольник, клин, чашка с ручкой, закругленное дно или вершина или паттерн «голова и плечи».

Гэпы прорыва также обычно связаны с подтверждением нового тренда. Например, предыдущий тренд мог быть нисходящим, затем цена формирует большую фигуру «чашка с ручкой», а затем имеет разрыв вверх над ручкой. Это поможет подтвердить, что нисходящий тренд закончился и начинается восходящий тренд. Гэп прорыва, который показывает сильную убежденность покупателей, в данном случае является доказательством, указывающим на дальнейший рост в дополнение к прорыву графической фигуры.

Гэп прорыва с объемом больше среднего или особенно высоким объемом показывает сильную уверенность в направлении гэпа. Увеличение объема на разрыве прорыва помогает подтвердить, что цена, вероятно, продолжит движение в направлении прорыва. Если объем на прорывном гэпе низкий, вероятность неудачи выше. Неудачный прорыв происходит, когда цена разрывается выше сопротивления или ниже поддержки, но не может удержать цену и возвращается в предыдущий торговый диапазон.

Гэпы могут возникнуть в любое время, но весьма вероятно, что они произойдут после объявления о доходах или других крупных корпоративных объявлений.

Циклы тренда и разрыва

Хотя не у каждого тренда есть прорывной разрыв, у некоторых трендов есть прорывной разрыв, и они часто видны в начале тренда, когда цена делает значительное движение за пределы графического паттерна. Тем не менее, всякий раз, когда за значимой фигурой на графике следует гэп-прорыв, это можно назвать прорывным гэпом.

По мере того, как тренд ускоряется, он имеет тенденцию видеть другой тип гэпа, называемый неуправляемым гэпом. Безудержный гэп — это когда цена открывается значительно выше, чем предыдущее закрытие в установившемся восходящем тренде. Во время нисходящего тренда безудержный разрыв — это когда цена открывается значительно ниже, чем предыдущее закрытие. Обычно цена продолжает движение в направлении безудержного гэпа в течение нескольких недель, а иногда и дней или даже на следующий день. Безудержный гэп не обязательно должен пробивать основной уровень поддержки или сопротивления (например, гэп прорыва), но он должен происходить в направлении текущего тренда.

По мере того, как тренд приближается к своему завершению, он может испытывать разрыв истощения. Гэп истощения возникает ближе к концу тренда и вызван появлением последней группы покупателей, которые сожалеют о том, что не купили раньше. В нисходящем тренде гэп истощения - это разрыв, вызванный продавцами. Гэп истощения похож на неуправляемый гэп, за исключением того, что гэп истощения обычно связан с очень высоким объемом. Некоторые безудержные гэпы тоже существуют, но трейдеры также могут наблюдать за быстрым заполнением гэпов истощения. Поскольку гэп истощения обычно возникает ближе к концу тренда, любой прогресс, достигнутый гэпом, обычно стирается (гэп заполняется) в течение нескольких недель, а часто и в течение нескольких дней.


Learn more

Только новые статьи

Введите свой e-mail

Видео-курс

Blender для новичков

Ваше имя:Ваш E-Mail: