Рейтинг советской акустики
Лучший советский Hi-Fi: колонки советские, акустика из СССР, стереосистема
Несмотря на то, что большинство работавших на территории СССР радиозаводов прекратили серийный выпуск аудиотехники в 90-х годах, интерес к теме советского Hi-Fi остаётся стабильно высоким – вероятно, по той причине, что даже с учётом недостатков, характерных для многих моделей советской звуковой аппаратуры, это были достаточно интересные и зачастую – достойно звучащие устройства. В нашем обзоре мы расскажем о 5 акустических системах, которые производились в СССР в 70-е и 80-е годы, и до сих пор являются предметом для дискуссий среди многих любителей музыки и винтажной техники.
Корвет 75АС-001
Акустические системы "Корвет 75АС-001" и "Кливер 75АС-001" производились с 1987 года на Кировском заводе “Ладога” и заводе “Красный Луч”. Благодаря стараниям разработчиков, эти советские колонки вобрали в себя лучшие технические достижения тех лет: они отличались высокой чувствительностью (91 дБ), способностью выдерживать высокую подводимую мощность (долговременная до 150 Вт, пиковая – до 300 Вт), и были оснащены системой защиты от перегрузок.
“75АС-001” стали одним из самых заметных достижений для советского Hi-Fi: конструкция корпуса была усилена элементами жесткости и дополнена специальным демпфирующими материалами, а весьма продвинутые по тем временам динамики (100ГДН-3, 30ГДС-1 и 10ГДВ-4) позволили расширить диапазон частот (25 Гц – 25000 Гц) и сделать АЧХ более равномерной. Акустические системы “75АС-001” проектировались с применением компьютерного моделирования, что позволило более точно рассчитать все необходимые параметры. Заявленная номинальная мощность – 35 Вт, максимальная – 150 Вт, пиковая – 300 Вт, масса – около 30 кг.
Эстония 35АС-021
“Эстония 35АС-021” – это весьма интересные, относительно компактные трехполосные акустические системы, которые производились с 1985 года на Таллинском заводе Пунане-РЭТ. Эта модель заметно выделяется среди других массово выпускавшихся советских колонок – как в части дизайна, так и по техническим решениям.
Визуально “35АС-021” напоминают некоторые модели японских колонок тех лет: простой, лаконичный и вместе с тем, достаточно интересный дизайн. Стоит отметить и любопытные технические решения, а именно – низкочастотные динамики с плоскими сотовыми диффузорами, а также твитеры с куполом из пенополистирольной бумаги.
Преимущества “35АС-021” – характерное для завода Пунане-РЭТ достаточно высокое качество сборки, объёмная стереопанорама, хорошая детальность и натуральность звучания на средних и высоких частотах. Среди недостатков некоторые владельцы отмечали нехватку низких частот, а также невысокую чувствительность – всего 85 дБ, в связи с чем для этих 8-омных колонок требовался достаточно мощный усилитель. Заявленный диапазон частот – 25 Гц – 31500 Гц, предельная мощность – 50 Вт, масса – 19,5 кг.
Электроника 150 АС-001
“Электроника 150АС-001” – это достаточно редкие акустические системы, разработанные ВНИИРПА им. А.С. Попова в конце 80-х годов. Интересная особенность этих колонок – излучатель Хейла, который работает здесь вместо более традиционного динамического твитера. Ещё один любопытный нюанс – акустическое оформление корпуса: помимо басового динамика диаметром 300 мм, каждая колонка оснащена пассивным излучателем, улучшающим отдачу на низких частотах. При этом для “150АС-001” не были характерны типичные проблемы многих фазоинверторных колонок в виде смазанного и недостаточно артикулированного баса, а также посторонних призвуков вследствие движения потока воздуха.
Кроме весьма незамысловатого, но вместе с тем, достаточно интересного внешнего вида, эти советские колонки ожидаемо отличались достойными характеристиками: диапазон частот 40 Гц – 20 000 Гц, плавная АЧХ и высокая чувствительность – 91 дБ. Заявленная долговременная подводимая мощность – 150 Вт. Советская акустика “Электроника 150 АС-001” была произведена сравнительно небольшой партией, и в данное время ценится среди коллекционеров и любителей винтажной техники.
Электроника 100АС-060
“Электроника 100АС-060” – это одна из самых интересных и технически продвинутых акустических систем, которые производились в СССР. Эти колонки выпускались с 1986 года Московским НПО “Торий” (в 1989 году появилась модифицированная версия – “100АС-063”). Несмотря на то, что эта модель является практически полной копией японских Fisher STE 1200, “Электроника 100АС-060” заслуживает пристального внимания.
Из интересных особенностей – применение в конструкции корпуса панели акустического сопротивления (ПАС) для лучшего воспроизведения басов, а также весьма интересные динамики с металлизированными диафрагмами: низкочастотный ГД-01-25 с диффузором из вспененного никеля, среднечастотник ГД-01-230 с алюминиевым куполом, а также твитер ГД-01-1000 с мембраной из алюминиевой фольги.
Вся эта технически сложная конструкция была весьма непроста в серийном производстве, что логичным образом сказывалось на розничной цене: в советские времена эти колонки стоили очень дорого, и выпускались сравнительно небольшими партиями. Ради справедливости стоит отметить, что одновременно производились более компактные и доступные модели колонок “Электроника” с металлизированными диффузорами, такие как “75АС-065” или “50АС-061”.
Что касается технических характеристик “Электроники 100АС-060”, паспортная мощность составляла 100 Вт, диапазон частот 30 Гц – 25 000 Гц, сопротивление 8 Ом. Масса колонок соответствует их высокому классу: 51 кг. Благодаря продуманной конструкции и применению необычных динамиков, эти колонки из СССР полюбились многим аудиофилам – за их детальное звучание, которое особенно хорошо раскрывалось при прослушивании классической музыки.
Radiotehnika 35АС-212
“35АС-212” – это одна из самых массовых моделей советских акустических систем, которые производились с начала 80-х годов силами ПО “Радиотехника”. Эти колонки являются модернизированной версией “35АС-1” – первой модели из обширного семейства подобных акустических систем, которые соответствовали Hi-Fi стандарту. “35АС-212” производились огромными партиями, и стали в своё время “народными” – относительно доступными для покупателей Hi-Fi колонками. В маркетинговых целях и с прицелом на экспорт в зарубежные страны, этой модели также дали название “S-90”.
Акустические системы “35АС-212” не были лишены недостатков, связанных как с самой конструкцией и применяемыми динамиками, так и с качеством серийного производства: к примеру, встречались случаи, что при сборке и подключении динамиков на заводе была перепутана фазировка, что негативно сказывалось на звучании. На сегодняшний день можно найти пары “S-90”, у которых среднечастотный, высокочастотный динамики и порты фазоинвертора расположены “зеркально”, а также те, у которых динамики и воздуховод смещены в одну сторону (вправо или влево). Зеркальные пары S-90 встречаются реже и ценятся выше.
Колонки “S-90”, как и множество их вариаций, производившихся в советские времена на разных заводах, породили немало дискуссий относительно качества их звучания: кто-то считает его вполне приемлемым для своего времени, многие – наоборот, отмечают, что такой звук попросту неприятен для слуха. Несмотря на все противоречия, “S-90” и схожие с ними аналогичные модели пользовалось очень большим спросом.
Что касается технических характеристик “35АС 212”, стоит отметить широкий диапазон воспроизводимых частот (31,5 – 20 000 Гц), с присущей этим колонкам “басовитостью”, а также невысокую чувствительность (всего 85 дБ), в связи с чем для уверенной “раскачки” этих колонок подходил далеко не каждый усилитель. Номинальная мощность “35АС 212” – 35 Вт, максимальная – 90 Вт, сопротивление – 4 Ом, масса – 23 кг.
ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ
Поделитесь статьей с друзьями
ТОП 10 лучшей советской акустики
Вега 50АС-104
Левчук Александр Николаевич ©Надеюсь что это это видео кому то поможет, если это так, буду очень рад.
Данное видео делал очень долго — 2 недели.
- Вега 50 АС 106,
- Корвет 35 АС 208,
- Электроника 25 АС 033,
- Электроника 35 АС 130,
- Эстония 35 АС 021,
- Кливер 150 АС 009,
- Виктория 001,
- Симфония 003,
- 35 АС-1,
- S — 90,
- 75 АС 065,
- 100 АС 063,
- 1992. Nostaljazz, Размер: 236.72 Мб, можно скачать ниже
- Deep Purple-Machine Head, Размер: 347.50 Мб, можно скачать ниже
- Katie Mellua Collection, Размер: 317 Мб, можно скачать ниже
Присылайте на эл.почту: [email protected] текст, фото, схемы с пометкой на конкурс, если не знаете с чего начать, как написать, то пишите, мы вам поможем, пришлем список готовых вопросов для интервью.
По всем вопросам Пишите мне на эл. почту: [email protected] или ВК https://vk.com/id104002989 или https://ok.ru/aleksandr.levchuk2
Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВК, Ютуб, Одноклассники
Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт.
Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D) Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!
На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.
«Виктория 001», «Симфония 003», 100 АС 063, 35 АС-1, 75 АС 065, S-90, Вега 50 АС 106, Кливер 150 АС 009, Корвет 35 АС 208, Электроника 25 АС 033, Электроника 35 АС 130, Эстония 35 АС 021
Редактор сайта:
Добро пожаловать на мой сайт!
Пока на планете Земля существуют настоящие любители качественного звука, я, Александр Левчук буду поддерживать сайт ЗВУКОМАНИЯ!
Внимание!!!!
Приветствую всех любителей хорошего звука на своём сайте "Звукомания"!
Если Вы пришли из Яндекса или другого поисковика, но ссылка привела лишь на главную страницу сайта, то не отчаивайтесь, чуть ниже в строке "поиск" можно написать то, что Вы искали, и это найдется!
Если не можете найти ответы на интересующие Вас вопросы, то пишите мне в Контакт VK или на почту: [email protected] ru
Желаю Вам найти свой звук, с уважением, Левчук Александр Николаевич!
Также читаем:
Свежие записи
- Как подключить наушники к усилителю для наушников
- Виниловые пластинки с картинками звучат хуже
- ТОП 10 СССР НАУШНИКИ
- Качество звука в YouTube
- Силовой кабель Furukawa Electric Super Pure
Это интересно:
Информация
Наши друзья
Левчуки
Партнёры
Новости:
Интересно:
Метки
Что известно о характере шума, создаваемого подводными лодками? Приложение 1 - Будущее СЯС России
Что известно о характере шумов, создаваемых подводными лодками? Приложение 1 - Будущее СЯС России - Е.В. МясниковПриложение 1 Э.В. Мясникова, Будущее СЯС России: дискуссии и аргументы,
Движущаяся подводная лодка (21) - источник шума, по характеристикам которого нельзя только обнаружить его на фоне естественных шумов океана, но и выявить его местонахождение, скорость и, вообще говоря, идентифицировать его. Несколько механизмов для шумового излучения ПЛ существуют, которые более-менее распространены в зависимости от полосы частот, скорости и глубины подводной лодки. Среди этих механизмы – вибрация корпуса, оборудование силовой установки, гребные винты и шум потока (гидродинамический шум).
Уровень шума подводной лодки или уровень источника (SL) – это интенсивность звука в заданном полоса частот на расстоянии 1 метр от подводной лодки в пределах зоны действия приемника направление. (22)
На практике SL измеряется в логарифмических единицах или децибелах (дБ) в отношение к стандартной интенсивности. ВМФ России обычно принимает стандарт на – порог слышимости (плоская звуковая волна интенсивностью 20 Па). в SL американского флота определяется на расстоянии 1 ярд (1 ярд = 0,914 м) относительно интенсивность источника 1 Па. Количественное значение СЛ, определяемое Российским и американских систем в той или иной полосе частот будут различаться на 27 дБ.
Как правило, выявляются следующие закономерности в поведении шумового спектра наблюдаются подводные лодки.
Частота СЛ спектра представляет собой смесь непрерывного и дискретный ("линейно-частотный") спектр. Непрерывная часть спектра СЛ характеризуется максимумом в области 50-100 Гц. На частотах выше SL 200 Гц падает на 6 дБ при удвоении частоты. Это означает, что СЛ обратно пропорциональна квадрату частоты.
Дискретные компоненты являются наиболее заметными признаками спектра СЛ подводных лодок. так как они обнаруживаются даже на малых скоростях, когда ПЛ производят минимальный шум. При этом совокупность дискретных составляющих спектра шума (т. так называемого «акустического портрета»), уникального для каждой подводной лодки, можно использовать для определить источник.
Дискретные линии в диапазоне 0,1–10 Гц вызваны вращением пропеллеров. Этот шум трудно подавить. Кроме того, шум от винта может быть слышен в океан на расстоянии до нескольких тысяч километров с момента поглощения океанских вод на этой низкой частоте ничтожно мало. Метод узкополосного фильтрация дискретной линии спектра на частотах до нескольких Гц является основным Принцип работы гидроакустических систем для дальнего обнаружения.
Дискретные линии в полосе частот от нескольких Гц до нескольких сотен Герц связанные с вибрациями корпуса подводной лодки и оборудования силовой установки. наиболее характерной линией в спектре СЛ является пик на частотах 50 и 60 Гц для российских и американских подводных лодок соответственно, т. е. линии, соответствующие основные частоты электрогенераторов подводных лодок. Спектр СЛ первого ССС поколения содержали дискретные линии на частотах, кратных 50 и 60 Гц, или другими словами, гармоники основных частот. Специалисты утверждают, успешно зарегистрировали до 5 гармоник основных частот. Спектры современных подводных лодок четвертого поколения, построенных в конце XIX в.80-е, не содержат дискретные линии на частотах более 100 Гц. Это оправдано меньшей градус при скорости менее 8 узлов [Горбачев, 1994].
Таблица A1. Модель СЛ спектра подводных лодок
SL компонент спектра [относительно 1 Па на 1 м] | Спектральная сила SL в полосе частот (1 Гц) [относительно 1 Па на 1 м] | |
---|---|---|
3 | 0035 5-200 Гц | 1 кГц |
"Чудому" подводной лодке | 140 | 120 |
"Тихая подводная лодка | 120 | 10035 100" | .10035.1004. 9004. 9004. | 10035 10035 100 "9004. 9004. 9004. 9004. | 10035 10035 100" 9004. 9004. 9004. 9004. | " | " 0 4004. | . 100300.10035.10035.10035 10035 100.10035 | ". 80 |
Эти особенности спектра СЛ ПЛ позволяют описать их два параметра, а именно, СЛ на частоте 1 кГц и энергия наибольшего мощные дискретные составляющие в полосе частот 5-200 Гц. Таблица A1 показывает модель СЛ подводной лодки по этим параметрам. (23)
Комментируя таблицу А1, подчеркнем, что приведенные оценки относятся к движение на малых подводных скоростях около 4 узлов (2 м/с) с ограниченным использованием рабочих механизмов (так называемый режим «сверхтихой работы»). В этом режиме Основными источниками шума являются гребные винты подводной лодки и оборудование силовой установки.
"Сверхтихий" режим используется подводными лодками только по необходимости. Скорость подводной лодки на боевого патрулирования, как правило, не превышает так называемой "максимально малошумной" скорости что составляет почти 8 узлов (4 м/с). Уровень источника на этой скорости может превышать SL в «тихом» режиме на 5-10 дБ (см. рис. А1)
Часто для выполнения поставленных задач подводным лодкам приходится выполнять длительные дальние путешествия. Российские и американские ПЛА преодолевают расстояния в несколько тысяч миль до зон патрулирования. В целях повышения боеспособности подводных лодок (24) в пути двигаться с максимальной скоростью, гарантирующей скрытность ПЛ. Обычно эта скорость не превышает 15 узлов (7,5 м/с). На этой скорости шум потока (так называемый гидродинамический шум). Шум потока сильно зависит от скорость подводной лодки, и вообще SL пропорциональна скорости поднятой до шестая власть. Это означает, что удвоение скорости увеличит SL на 18 дБ. Это было предположил, что подводная лодка в пути на 15-20 дБ шумнее, чем в "тихом" режиме.
Также необходимо отметить, что уровень шума конкретной ПЛ не остается постоянный. За время службы подводные лодки изнашиваются и их механизмы стать неуравновешенным. По мнению специалистов, за время эксплуатации уровень шума подводных лодок возрастает в среднем на 5 дБ.
Хотя программа строительства подводных лодок была, после второй мировой войны, учитывая приоритет как в США, так и в СССР, американские кораблестроители по сути оставил русских позади в вопросе обеспечения скрытности подводных лодок. В течение 19Субъективные факторы 60-х вызвали отставание. Российский флот был более заинтересованы в быстроходных подводных лодках, чем в скрытных. [Пархоменко, 1993].
Второе поколение советских подводных лодок было менее шумным, но прогресс в уменьшении сигнатура ПЛАРБ была достигнута советским кораблестроением только в период 1980-е годы с появлением стратегической подводной лодки проекта 667 БДРМ. Во время этого были внедрены новые технологии, в результате чего на порядок повышение точности изготовления шестерен главной турбины узел, валы и гребные винты. Также значительно снизился уровень шума. достигается применением методов активного шумоподавления подводных лодок.
Основная причина заключалась в том, что Россия отставала от США в производстве технологии. В частности, по свидетельству специалистов, улучшение допуск на размер зубчатого колеса узла главной турбины подводной лодки (ГТЗА) на 0,1-0,01 мм позволила уменьшить SL ПЛ на 3-4 порядка. амплитуда (30-40 дБ).
Тем не менее, существовали объективные причины, которые в принципе ограничивали возможности отечественного судостроения. В отличие от американских ПЛАРБ, российские ПЛАРБ двухкорпусные, с двойными реакторами и двойными валами. Эта конструкция гарантирует большая надежность, но, неизбежно, в жертву скрытности подводной лодки. [Пархоменко, 1993]. Российские баллистические ракеты морского базирования отличаются от американских ракеты их большими габаритами и соответственно большей массой. Как результат, водоизмещение отечественных стратегических подводных лодок стало больше, несмотря на меньший количество размещаемых ракет. (25)
Количественные данные о фактических уровнях шума боевых подводных лодок весьма классифицировано. Однако анализ доступной несекретной технической литературы позволяет оценить уровень их шума.
В частности, сведения об уровне шумности дизельных подводных лодок во время Второй была опубликована мировая война. [Урик, 1983]. Это поколение подводных лодок может быть называют «шумными», так как на низких частотах SL превышала 125-145 дБ при скорости 4-10 узлов (2-5 м/с).
Некоторые оценки уровня шума дизель-электрических подводных лодок 1960-1980-х гг. выступили также участники российско-американской конференции по противолодочной борьбе в прибрежных водах (см. рис. П1.2). Хотя режимы, начиная с которыми были сняты эти шумовые характеристики, как правило, не оговариваются авторов, тем не менее можно предположить, что данные относятся к ПЛ (ПЛ) работающие в «сверхтихих» режимах. В частности, согласно приведенным оценкам, SL дизельной подводной лодки проекта 887 (Кило) соответствует "тихим" подводным лодкам.
На рисунке А1.3 показан спектр шума дизельной подводной лодки одного из проектов Разработан в 1980-х годах немецкой компанией IKL. Эта схема хорошо соответствует к предположениям, сделанным в этой статье о характере спектра шума и о зависимость уровней источников от скорости подводной лодки. Легко видеть, что с скоростях, соответствующих 2 и 5 узлам (1 и 2,5 м/с), СУ дизельной подводной лодки составляет также находится в зоне действия «тихих» подводных лодок.
Информация об уровне шума АПЛ практически отсутствует в открытая литература. Однако специалисты неоднократно заявляли, что уровень шума атомной подводной лодки выше, чем у дизельной подводной лодки, работающей на батареи. (26)
Этот факт можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, как дизель подводная лодка, атомная подводная лодка может работать на минимальной скорости, сбегая с хранилища элементы (батарейки). Однако ядерный реактор подводной лодки продолжает работать и это дополнительный источник шума. Во-вторых, смещение ядерных подводных лодок обычно в несколько раз превышает водоизмещение дизельных, и это требует большего отношения мощности к весу. В наших расчетах мы сделали предположение, что в «спокойном» режиме разница в уровне шума между стратегическими одновременно разрабатывались атомные подводные лодки и дизельные подводные лодки. 10 дБ.
Есть еще одно сделанное нами предположение, связанное с источником уровень на дискретных частотах и на частоте 1кГц в пределах заданного шума спектр для подводной лодки. Как показал анализ СЛ дизельных подводных лодок, энергия наиболее мощных дискретных составляющих спектра превышает энергию в полосе 1 Гц на частоте 1 кГц почти на 20 дБ. это наверно схема затем спектры шумов атомных подводных лодок.
В таблице А2 приведены расчеты УБ отечественных стратегических подводных лодок. Эти оценки были впервые опубликованы автором настоящей работы в статье «О скрытности русских подводных крейсеров» (Военный журнал , Бюллетень постфактум , №21, 1994, с.6-9). [Также опубликовано как «Российские стратегические подводные лодки с баллистическими ракетами: Безопасность от обнаружения», Военный журнал, Постфактум аналитическая серия, N 21, 1994, с. 5-7] Данные настоящей таблицы несколько отличаются от опубликованных ранее. Мы предполагаем, что уровень шума ПЛА первого и второго поколения был несколько выше. слишком высоко.
Шумность советских ракетных подводных лодок первого поколения (проектов АВ-611, 629), видимо, были такого же масштаба, как подводные лодки времен Второй мировой войны. (27)
Диаметр гребных винтов этих подводных лодок был сравнительно невелик, поэтому даже при на малых скоростях подводные лодки работали в шумном кавитационном режиме. Это также хорошо известно что подводные лодки с баллистическими ракетами первого поколения специально не разрабатывались для размещения этих ракет.
Ракетные подводные лодки на самом деле были торпедными подводными лодками с ракетными отсеками "вырезанными в них." Уменьшение шумности подводных лодок не было в то время основным критерии при планировании подводных лодок. Попутно отметим, что наша оценка 5-10 дБ превышает УБ подводной лодки проекта 641 (см. рис. А1.2), разработанной в конец 1950-х гг.
Ракетная ПЛАРБ проекта 658 (Гостиница) разрабатывалась практически параллельно с 629подводная лодка (Гольф). Опыта эксплуатации атомной энергетики было очень мало. растения. Головная подводная лодка этой серии из 658-х вступила в строй в конце 1960-х гг. через два года после испытаний первой советской ПЛА «К-3». Следовательно, разница в SL 10 дБ по сравнению с ПЛ проекта 629 кажется достаточным "разумный."
Таблица A2. Оценки шумности российских ПЛАРБ проекта
номер конструкции | Дискретные частоты SL в диапазоне 5-200 Гц (дБ относительно 1 Па на 1 м) | SL, 1 кГц (дБ/Гц относительно 1 Па на 1 м) | Скорость подводной лодки |
We Prome. ПЛАРБ уменьшается на 5 дБ по сравнению с предыдущим. Тем не менее были сделаны определенные исключения. Это вероятно, что ШЛ стратегического ракетоносца 667 Б (Дельта) и 667 БД (Дельта II) были сопоставимы. И это несмотря на то, что 667 BD (Delta II) АПЛ была разработана на 3 года позже и имела большее водоизмещение. Также были различия в величине рабочего объема и соотношении мощности и веса. 667 БДР («Дельта II») и 941 («Тайфун») стратегических ракетных подводных лодок. Хотя в В открытой литературе отмечается, что после поступления на вооружение ВМФ тяжелые РПКСН проекта 941 («Тайфун») была самой малошумной стратегической подводной лодкой [Костев, 1994], мы позволяют предположить, что его СЛ совпала с нижними границами помех стратегической ПЛАРБ дизайн 667 БДР (Дельта III). Заметим, что наши оценки SL для 941 (Тайфун) и 667 БДРМ (Дельта IV) ракетные подводные лодки на 8-13 дБ выше дизель-электрической 877 (Кило) ПЛ который был разработан в то же время. В Таблице А2 для сравнения приведены оценки SL, сделанные специалистами, SSN 971 (классифицируется ВМФ России как «Барс» и НАТО как «Акула»), который в настоящее время в производстве. На Западе считают, что эти субмарины значительно превосходят скрытность не только российских ПЛА предыдущего поколения, но и современных американских SSN [Герц, 19 лет95]. Вероятно, если новое поколение российской стратегической ракеты подлодки будут строиться, они будут не намного шумнее ПЛА "Барс".
Библиография к Приложению 1 [Воронин, 1995] Г.П. Воронин, «Молчание наших подводных лодок раздражает не только дилетанты", Красная Звезда , 28 января 1994, с.5 [Герц, 1995] Билл Герц, "Русская Акула, замеченная у берегов США", Известия , 29 Июль 1995 г., стр.3 [Горбачев,1994] В.Н. Горбачев, «Способность подводных лодок к самозащите». [Костев, 1994] Г.Г. Костев, «Морские стратегические силы (страницы истории Происхождение и развитие)" Морской сборник , N 10, 1994, с.6-12 [Лебедько, 1994] В.Г. Лебедько, «Действия против дизельных подводных лодок в прибрежной зоне. водах», доклад американо-российской конференции по противолодочному вооружению в Прибрежные воды, Квинстаун, США, 20-23 июня 1994 г. [Митько, 1994] В.Б. Митько "Применение акустических приборов в прибрежных водах против дизелей". подводных лодок», доклад американо-российской конференции по противолодочному вооружению. в прибрежных водах, Квинстаун, США, 20-23 июня 1994 [Мясников, 1993] Е.В. Мясникова «Уязвимы ли российские ракетоносцы? Фундаментальные ограничения пассивной акустики, Наука и общая безопасность [Наука I Всеобщая безопасность ], 1993, вып. [Пархоменко, 1993] В.Н. Пархоменко, "Решение проблемы шума ядерных подводные лодки», Морской сборник , N 2, 1993, с.36-40 [ Боевые флоты..., 1995 ] Боевые флоты мира, 1995, Их корабли, самолеты и Вооружение , Издательство Военно-морского института, 1995 г. [Урик, 1983] Р.Дж. Урик, Принципы подводного звука , McGraw-Hill Publishing Компания, 1983, op. соч., стр. 350 21. Дальнейшие обсуждения относятся как к дизель-электрическим, так и к атомным подводным лодкам, если не указано иное. 22. Иногда в ВМФ России используется шкала отсчета, в которой SL измеряется на расстоянии 50 м. 23. В нашей предыдущей статье мы использовали несколько иной набор параметров для описания моделей СР. 24. Здесь «оперативная эффективность» определяется как доля времени, проведенного подводной лодкой во время патрулирования в определенный участок по отношению ко всему циклу, включающему транзит в оба конца, капитальный ремонт и экипаж ПЛ подготовка между патрулированием. 25. Общеизвестно, что ПЛАРБ проекта 941 («Тайфун») являются самыми большими подводными лодками в мире. У них есть В 1,5 раза большее водоизмещение, чем у американских ПЛАРБ «Огайо». Каждая ракета Р-39 на российской ПЛАРБ весит 90 т. В Для сравнения, вес американской ракеты «Трайдент-II» составляет 57 9000 т [Combat Fleets, 1995]. 26. См., например, Воронин (1995). 27. Подводные лодки проекта АВ-611 представляли собой модернизацию проекта 611, который разрабатывался в 1943-49 гг. Ракетные подводные лодки проекта 629 были разработаны в конце 1950-х годов на базе первых послевоенных проектов. История системы звукового наблюдения (SOSUS) – открытие звука в мореПерейти к содержимомуХолодная война: история системы звукового наблюдения (SOSUS)Крис Ноултон2022-01-14T12:12:51-05:00 Окончание Второй мировой войны (ВМВ) ознаменовалось началом холодной войны между Советским Союзом и США и их союзниками. К началу 1950 года ВМС США осознали, что советские подводные лодки, созданные на основе лучших немецких технологий времен Второй мировой войны, представляют серьезную угрозу безопасности Америки. Было проведено несколько секретных технических совещаний для обсуждения угрозы со стороны советских подводных лодок. Канал SOFAR был открыт ближе к концу Второй мировой войны, когда ученые поняли, что в океане существует звуковой канал, позволяющий низкочастотному звуку распространяться на большие расстояния. Во время Второй мировой войны ВМС США экспериментировали с использованием низкочастотных передач дальнего действия в качестве спасательного инструмента. Идея заключалась в том, что выжившие после сбитого самолета или тонущего корабля могли сбросить небольшой заряд взрывчатого вещества, предназначенный для взрыва в звуковом канале океана. Затем время прибытия сигнала на несколько широко разнесенных береговых станций прослушивания можно использовать для расчета положения спасательного плота (см. Первые станции SOSUS располагались от Барбадоса до Новой Шотландии на огромном полукруге, обращенном к северной части Атлантического океана. Whitman, 2005. Под покровом строжайшей секретности в конце 1950 года Управление военно-морских исследований (ONR) финансировало Американскую телефонную и телеграфную компанию (AT&T) и ее производственное подразделение Western Electric для разработки системы подводного наблюдения, предназначенной для обнаружения и отслеживания советских подводных лодок по каналу SOFAR. Первоначальная попытка носила кодовое название Project Jezebel. Получившаяся в результате система получила строго засекреченное название Sound Surveillance System (SOSUS). В конце концов ему было присвоено несекретное обозначение «Проект Цезарь». В ходе экстраординарных инженерных усилий на дне океана были размещены массивы гидрофонов. Гидрофоны были соединены подводными кабелями с центрами обработки, расположенными на берегу, которые назывались «Военно-морские объекты (NAVFAC)». Два года спустя военно-морской флот решил распространить систему на Западное побережье и Гавайи. Эти ранние линейные массивы SOSUS были расположены на краю континентального шельфа, обращенного вглубь океана. В то время длина кабеля была ограничена менее чем 150 милями (241 км), и поэтому NAVFAC должны были располагаться на прибрежных участках, где разрыв шельфа ближе всего подходил к суше. Для анализа сигналов AT&T приспособила устройство, называемое звуковой спектрограммой, которое недавно было изобретено для анализа звуков речи. Инструменты низкочастотного анализа и записи (LOFAR), установленные в NAVFAC, были разработаны для анализа низкочастотных подводных звуков, чтобы показать, какие частоты присутствуют. Слева: NAVFAC Centerville Beach, 225 миль к северу от Сан-Франциско, Калифорния. Справа смотровая площадка SOSUS на пляже NAVFAC Centreville Beach. Каждый «грамм-писатель» LOFAR производил отображение частоты и времени звука, поступающего в массив с определенного направления. Whitman, 2005. Система SOSUS очень успешно обнаруживала и отслеживала шумные дизельные, а затем и атомные советские подводные лодки времен холодной войны. Моряки, работавшие с ранними установками SOSUS, также уловили некоторые звуки, источники которых сначала были неизвестны. Один конкретный неизвестный звук был приписан «чудовищу Иезавели». Позже выяснилось, что этот звук представляет собой низкочастотную вокализацию синего и финвалового китов. По мере того, как все большее количество советских подводных лодок начало заходить в Северную Атлантику с баз в Баренцевом и Белом морях, в Исландии и Уэльсе были созданы дополнительные NAVFAC. SOSUS в середине 1970-х гг. Черные звездочки обозначают сайты NAVFAC; две белые звезды представляют команды системы океана. Изображение предоставлено Ассоциацией выпускников IUSS-CAESAR (https://www.iusscaa.org/). В 1980-х годах усовершенствованная кабельная технология, тесно связанная с технологией, используемой в трансокеанских телефонных кабелях, также позволила разместить массивы дальше от NAVFAC. Например, все прибрежные объекты в Атлантике и Карибском бассейне были заменены Морским комплексом обработки океанов (NOPF) Dam Neck. Кроме того, сеть стационарных антенных решеток была дополнена кораблями акустического наблюдения, на которых была развернута сенсорная система наблюдения с буксируемой решеткой (SURTASS), которая представляла собой буксируемую линейную решетку длиной более 8000 футов. Вся система, включающая как стационарные, так и буксируемые группы, получила название Интегрированная система подводного наблюдения (IUSS). ИУСС в конце 1980-х гг. Черные звездочки обозначают сайты NAVFAC или NOPF; две белые звезды представляют команды системы океана. Ассоциация выпускников IUSS-CAESAR (https://www.iusscaa.org/). В конце концов, советская разведка узнала о существовании SOSUS и его замечательном успехе в отслеживании советских подводных лодок на больших расстояниях с помощью информации, предоставленной шпионской сетью Уокера-Уитворта. Джон Уокер был уорент-офицером ВМС США и экспертом по связи с подводными лодками, который продавал Советскому Союзу бесчисленные военно-морские сообщения с 1968 до его ареста в 1985 году. Джерри Уитворт был еще одним специалистом по связи ВМФ, нанятым Уокером для помощи в его шпионской деятельности. В ответ ВМФ России работал над тем, чтобы заставить свои подводные лодки замолчать. В результате окончания холодной войны и улучшения технологий система стала намного меньше. К 2010 году осталось только два НОПФ, пять кораблей SURTASS (все в Тихом океане), единое системное командование и около 1000 человек личного состава. IUSS в 2010 г. Черные звездочки обозначают сайты NOPF; одна белая звезда представляет Командование подводного наблюдения. Ассоциация выпускников IUSS-CAESAR https://www.iusscaa.org/. Изображение предоставлено Ассоциацией выпускников IUSS-CAESAR (https://www.iusscaa.org/). Даже во время холодной войны ВМС США разрешили небольшому количеству океанографов использовать систему SOSUS для исследований. Одним из первых приложений было измерение скорости и направления глубоководных океанских течений с помощью поплавков. С окончанием холодной войны ВМС США предоставили гражданским ученым больше доступа к системе SOSUS для фундаментальных исследований. Система использовалась для изучения подводных извержений вулканов и землетрясений с начала 1990-х годов. Он также использовался для изучения морских млекопитающих и их вокализации. Наконец, он использовался для измерения крупномасштабной изменчивости температуры океана путем проведения точных измерений времени прохождения между широко космическими источниками и приемниками SOSUS. Благодарности |
---|