Что включает в себя архитектура компьютера


Архитектура компьютера | это... Что такое Архитектура компьютера?

Архитектура вычислительной машины (Архитектура ЭВМ, англ. Computer architecture) — концептуальная структура вычислительной машины[1], определяющая проведение обработки информации и включающая методы преобразования информации в данные и принципы взаимодействия технических средств и программного обеспечения.[2]

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 1642-1945 - Механические компьютеры (нулевое поколение)
    • 1.2 1945—1955 — Электронные лампы (первое поколение)
    • 1.3 1955—1965 — Транзисторы (второе поколение)
    • 1.4 1965-1980 — Интегральные схемы (третье поколение)
    • 1.5 1980-? — Сверхбольшие интегральные схемы (четвёртое поколение)
    • 1.6 Невидимые компьютеры (пятое поколение)
  • 2 Дополнение
  • 3 См. также
  • 4 Литература
  • 5 Примечания

История

1642-1945 - Механические компьютеры (нулевое поколение)

В 1642 году Блезом Паскалем, французским учёным, в честь которого назван один из языков программирования, была сконструирована счётная машина, которая могла выполнять только операции сложения и вычитания. Она представляла собой механическую конструкцию с шестерёнками и ручным приводом.

Через тридцать лет, немецкий математик Готфрид Вильгельм Лейбниц построил другую механическую машину, которая помимо сложения и вычитания могла выполнять операции умножения и деления. В сущности, Лейбниц три века назад создал подобие карманного калькулятора с четырьмя функциями.

В 1822 году Чарльз Бэббидж, профессор математики Кембриджского Университета, разработал и сконструировал аналитическую машину, которая, как и машина Паскаля, могла лишь складывать и вычитать, подсчитывала таблицы чисел для морской навигации. В машину был заложен только один алгоритм — метод конечных разностей с использованием полиномов. У этой машины был довольно интересный способ вывода информации: результаты выдавливались стальным штампом на медной дощечке, что предвосхитило более поздние средства ввода-вывода — перфокарты и компакт-диски.

Данная машина состояла из четырёх компонентов:

  • запоминающее устройство (память),
  • вычислительное устройство,
  • устройство ввода (для считывания перфокарт),
  • устройство вывода (перфоратор и печатающее устройство).

Память состояла из 1000 слов по 50 десятичных разрядов; каждое из слов содержало переменные и результаты. Вычислительное устройство принимало операнды из памяти, затем выполняло операции сложения, вычитания, умножения или деления и возвращало полученный результат обратно в память. Как и разностная машина, это устройство было механическим.

Поскольку аналитическая машина программировалась на элементарном ассемблере, ей было необходимо программное обеспечение. Чтобы создать это программное обеспечение, Бэббидж нанял молодую женщину — Аду Лавлейс. Таким образом Ада Лавлейс стала первым в мире программистом. В её честь назван современный язык программирования — Ada. Интересен тот факт, что сам Бэббидж никогда не отлаживал компьютер. Ему нужны были тысячи шестерёнок, сделанных с такой точностью, которая в XIX веке была недоступна. Однако, идеи Бэббиджа опередили его эпоху, и даже сегодня большинство современных компьютеров по конструкции сходны с аналитической машиной. Поэтому справедливо будет сказать, что Бэббидж был дедушкой современного цифрового компьютера.

Конец 1930-х годов — Конрад Зус сконструировал несколько автоматических счётных машин с использованием электромагнитных реле. К сожалению, его машины были уничтожены во время бомбежки Берлина в 1944 году, поэтому его работа никак не повлияла на будущее развитие компьютерной техники.

"Mark I" - первый компьютер Говарда Айкена.

В 1940 году Джордж Стибитс продемонстрировал автоматическую счётную машину в Дартмутском колледже на конференции, на которой присутствовал ничем не примечательный на тот момент профессор физики из университета Пенсильвании Джон Моушли (John Mauchley), ставший позднее очень известным в области компьютерных разработок.

В 1944 году свой первый компьютер под названием «Mark I» разработал молодой учёный из Гарварда - Говард Айкен. Его компьютер имел 72 слова по 23 десятичных разряда каждое и мог выполнить любую команду за 6 секунд. В устройствах ввода-вывода использовалась перфолента. К тому времени, как Айкен закончил работу над компьютером «Mark II», релейные компьютеры уже устарели.

Началась эра электроники.

1945—1955 — Электронные лампы (первое поколение)

Шифровальный прибор Enigma.

В начале второй мировой войны немецкие подводные лодки топили британские корабли. Немецкие адмиралы посылали на подводные лодки по радио команды, и хотя англичане могли перехватывать эти команды, проблема была в том, что радиограммы были закодированы с помощью прибора под названием ENIGMA, предшественник которого был спроектирован изобретателем-любителем и бывшим президентом США Томасом Джефферсоном. Англичанам удалось приобрести ENIGMA у поляков, которые, в свою очередь, украли её у немцев. Однако, чтобы расшифровать закодированное послание, требовалось огромное количество вычислений, и их нужно было произвести сразу после перехвата радиограммы. Поэтому британское правительство основало секретную лабораторию для создания электронного компьютера под названием COLOSSUS.

В 1943 году начал работать электронный компьютер COLOSSUS, в создании которой принимал участие знаменитый британский математик Алан Тьюринг. Но, поскольку британское правительство полностью контролировало этот проект и рассматривало его как военную тайну на протяжении 30 лет, COLOSSUS не стал базой для дальнейшего развития компьютеров. Мы упомянули о нём только потому, что это был первый в мире электронный цифровой компьютер.

В этом же году Моушли со своим студентом Дж. Преспером Экертом начали конструировать ENIAC (Electronic Numerical Integrator and Computer — электронный цифровой интегратор и калькулятор) — электронный компьютер, который состоял из 18 000 электровакуумных ламп и 1500 реле, весил 30 тонн и потреблял 140 киловатт электроэнергии. У машины имелось 20 регистров, причем каждый из них мог содержать 10-разрядное десятичное число.

В 1946 году работа над ENIAC была закончена. Правда, тогда она уже была не нужной — по крайней мере, для достижения первоначально поставленных целей. В ENIAC было установлено 6000 многоканальных переключателей и имелось множество кабелей, протянутых к разъемам. Поскольку война закончилась, Моушли и Экерту позволили организовать школу, где они рассказывали о своей работе коллегам-ученым. В этой школе и зародился интерес к созданию больших цифровых компьютеров.

EDSAC — первый рабочий компьютер.

В 1949 году Морис Уилкс сконструировал EDSAC — первый рабочий компьютер. Далее — JOHNIAC в корпорации Rand, ILLIAC в Университете Иллинойса, MANIAC в лаборатории Лос-Аламоса и WEIZAC в Институте Вайцмана в Израиле. Вскоре начали работу над машиной EDVAC (Electronic Discrete Variable Computer — электронная дискретная параметрическая машина) Экерт и Моушли. Однако, этот проект закрылся вследствие ухода их из университета.

Экерт и Моушли получили патент за изобретение ENIAC как цифровой вычислительной машины в 1946 г. Этот патент был аннулирован в 1973 году, так Федеральный cуд США признал, что ENIAC использовал архитектуру, существовавшую в первой цифровой вычислительной машине, которую построили John Vincent Atanasoff, получивший грант в $650 от государственного Университета штата Айова в 1939, и его помощник студент электротехник Clifford Berry, хотя они и не запатентовали свою машину. В то время как Экерт и Моушли работали над машиной EDVAC, один из участников проекта ENIAC, Джон Фон Нейман, поехал в Институт специальных исследований в Принстоне, чтобы сконструировать собственную версию EDVAC под названием IAS (Immediate Address Storage — память с прямой адресацией).

Фон Нейман был гением в тех же областях, что и Леонардо да Винчи. Он знал много языков, был специалистом в физике и математике, обладал феноменальной памятью: он помнил все, что когда-либо слышал, видел или читал. Он мог дословно процитировать по памяти текст книг, которые читал несколько лет назад. Когда фон Нейман стал интересоваться вычислительными машинами, он уже был самым знаменитым математиком в мире.

Фон Нейман вскоре осознал, что создание компьютеров с большим количеством переключателей и кабелей требует длительного времени и очень утомительно и пришёл к мысли, что программа должна быть представлена в памяти компьютера в цифровой форме, вместе с данными. Им также было отмечено, что десятичная арифметика, используемая в машине ENIAC, где каждый разряд представлялся десятью электронными лампами (1 включена, остальные выключены), должна быть заменена параллельной бинарной арифметикой.

Основной проект Фон Неймана был использован в EDSAC, первой машине с программой в памяти, и даже сейчас, более чем полвека спустя, является основой большинства современных цифровых компьютеров. Сам замысел и машина IAS (Immediate Address Storage — память с прямой адресацией) оказали очень большое влияние на дальнейшее развитие компьютерной техники.

Краткое описание проекта Фон Неймана.

Машина фон Неймана состояла из пяти основных частей:

  • памяти,
  • арифметико-логического устройства,
  • устройства управления,
  • устройства ввода,
  • устройства вывода.

Память включала 4096 слов размером по 40 бит (бит — это 0 или 1). Каждое слово содержало или 2 команды по 20 бит, или целое число со знаком на 40 бит.

8 бит указывали на тип команды, а остальные 12 бит определяли одно из 4096 слов.

Компьютер IBM 701.

Арифметический блок и блок управления составляли «мозговой центр» компьютера. В современных машинах эти блоки сочетаются в одной микросхеме, называемой центральным процессором (ЦП).

Внутри арифметико-логического устройства находился особый внутренний регистр на 40 бит, так называемый аккумулятор. Типичная команда добавляла слово из памяти в аккумулятор или сохраняла содержимое аккумулятора в памяти. Эта машина не выполняла арифметические операции с плавающей точкой, поскольку Фон Нейман считал, что любой сведущий математик способен держать плавающую точку в голове.

В 1953 году фирма IBM построила компьютер 701, через много лет после того, как компания Экерта и Моушли со своим компьютером UNIVAC стала номером один на компьютерном рынке. В 701 было 2048 слов по 36 бит, каждое слово содержало две команды. Он стал первым компьютером, лидирующим на рынке в течение десяти лет.

В 1956 году появился компьютер 704, у которого было 4 Кбайт памяти на магнитных сердечниках, команды по 36 бит и процессор с плавающей точкой.

В 1958 году компания IBM начала работу над последним компьютером 709 на электронных лампах, который по сути представлял собой усложненную версию 704.

1955—1965 — Транзисторы (второе поколение)

В 1956 году сотрудниками лаборатории Bell Labs Джоном Бардином, Уолтером Браттейном и Уильямом Шокли был изобретен транзистор, за что они получили Нобелевскую премию в области физики. Транзисторы совершили революцию в производстве компьютеров, и к концу 1950-х годов компьютеры на вакуумных лампах уже безнадежно устарели. В лаборатории МТИ был построен первый компьютер на транзисторах. Он содержал слова из 16 бит, как и Whirlwind I.

Компьютер назывался ТХ-0 (Transistorized experimental computer 0 — экспериментальная транзисторная вычислительная машина 0) и предназначался только для тестирования будущей машины ТХ-2, которая в дальнейшем не имела большого значения. Но в 1957 Кеннет Ольсен один из инженеров этой лаборатории основал компанию DEC (Digital Equipment Corporation — корпорация по производству цифровой аппаратуры), чтобы производить серийную машину, сходную с ТХ-0.

Компьютер PDP-1.

В 1961 году появился компьютер PDP-1, который имел 4096 слов по 18 бит и быстродействие 200 000 команд в секунду. Данный параметр был в два раза меньше, чем у 7090, транзисторного аналога 709. PDP-1 был самым быстрым компьютером в мире в то время. PDP-1 стоил 120 000 долларов, в то время как 7090 стоил миллионы. Компания DEC продала десятки компьютеров PDP-1, и так появилась компьютерная промышленность. Одним из нововведений PDP-1 был дисплей размером 512 х 512 пикселов, на котором можно было рисовать точки.

Вскоре студенты МТИ составили специальную программу для PDP-1, чтобы играть в «Войну миров» — первую в мире компьютерную игру. Позже компания DEC разработала модель PDP-8, 12-разрядный компьютер, который стоил гораздо дешевле, чем PDP-1 (всего 16 000 долларов). Главным нововведением была единственная шина (omnibus).

Компьютер CDC 6600 (1964).

В 1964 году компания CDC (Control Data Corporation) выпустила машину 6600, которая работала почти на порядок быстрее, чем 7094. Этот компьютер для сложных расчетов пользовался большой популярностью, и компания CDC пошла «в гору». Секрет столь высокого быстродействия заключался в том, что внутри ЦПУ (центрального процессора) находилась машина с высокой степенью параллелизма, у которой было несколько функциональных устройств для сложения, умножения и деления, и все они могли работать одновременно.

Центральный процессор производил только подсчет чисел, а остальные функции (управление работой машины, а также ввод и вывод информации) выполняли маленькие встроенные компьютеры. Некоторые принципы работы устройства 6600 используются и в современных компьютерах.

Разработчик компьютера 6600 Сеймур Крей был легендарной личностью, как и Фон Нейман. Он посвятил всю свою жизнь созданию очень мощных компьютеров, которые сейчас называют суперкомпьютерами. Среди них можно назвать 6600, 7600 и Cray-1.

1965-1980 — Интегральные схемы (третье поколение)

В 1958 году Роберт Нойс создал кремниевую интегральную схему, что дало возможность размещения на одной небольшой микросхеме несколько десятков транзисторов. Компьютеры на интегральных схемах были меньшего размера, работали быстрее и стоили дешевле, чем их предшественники на транзисторах.

К 1964 году компания IBM лидировала на компьютерном рынке, но существовала одна большая проблема: компьютеры 7094 и 1401, которые она выпускала, были несовместимы друг с другом. 7094-й предназначался для сложных расчётов, в нём использовалась двоичная арифметика на регистрах по 36 бит, на 1401 применялась десятичная система счисления и слова разной длины. Многим покупателям они не нравились ввиду их несовместимости.

Компьютер IBM System/360.

Линейка транзисторных компьютеров System/360, которые были предназначены как для научных, так и для коммерческих расчётов, была выпущена компанией IBM с целью заменить предыдущие две серии. Она имела много нововведений. Это было целое семейство компьютеров для работы с одним языком (ассемблером). Каждая новая модель была больше по возможностям, чем предыдущая.

Идея создания семейств компьютеров стала настолько популярной, что в течение нескольких лет большинство компьютерных компаний выпустили серии сходных машин с разной стоимостью и функциями. В памяти транзисторных компьютеров System/360 могло находиться одновременно несколько программ, и пока одна программа ждала, когда закончится процесс ввода-вывода, другая выполнялась. В результате ресурсы процессора расходовались более рационально.

Параметры Модель 30 Модель 40 Модель 50 Модель 65
Относительная производительность 1 3,5 10 21
Время цикла, нс 1000 625 500 250
Максимальный объём памяти, байт 65 536 262 144 262 144 524 288
Кол-во байтов, вызываемых из памяти за 1 цикл 1 2 4 16
Максимальное количество каналов данных 3 3 4 6

Компьютеру 360 удалось разрешить дилемму между двоичной и десятичной системами счисления: у этого компьютера было 16 регистров по 32 бит для бинарной арифметики, но память состояла из байтов, как у 1401. В 360-м использовались такие же команды для перемещения записей разного размера из одной части памяти в другую, как и в 1401.

1980-? — Сверхбольшие интегральные схемы (четвёртое поколение)

В 1980-х годах появление сверхбольших интегральных схем позволило помещать на одну плату сначала десятки тысяч, затем сотни тысяч и, наконец, миллионы транзисторов. Это привело к созданию компьютеров меньшего размера и более быстродействующих. К этому времени цены упали так сильно, что возможность приобретать компьютеры появилась не только у организаций, но и у отдельных людей. Началась эра персональных компьютеров.

Персональные компьютеры применялись для обработки слов, электронных таблиц, а также для выполнения приложений с высоким уровнем интерактивности (например, игр), с которыми большие компьютеры не справлялись.

Первые персональные компьютеры продавались в виде комплектов, которые содержали:

  • печатную плату,
  • набор интегральных схем,
  • обычно включающий схему Intel 8080,
  • несколько кабелей,
  • источник питания,
  • 8-дюймовый дисковод.

Сложить из этих частей компьютер и написать программное обеспечение к нему покупатель должен был сам. Позднее для Intel 8080 появилась операционная система СР/М, написанная Гари Килдаллом.

Cамый покупаемый компьютер в истории — IBM PC.

Компьютер Apple был разработан Стивом Джобсом и Стивом Возняком. Данный компьютер стал чрезвычайно популярным среди домашних пользователей и школ, что в мгновение ока сделало компанию Apple серьёзным игроком на рынке.

В 1981 году появился компьютер IBM PC и стал самым покупаемым компьютером в истории.

Бурному производству персональных компьютеров послужило то, что компания IBM, вместо того чтобы держать проект машины в секрете (или, по крайней мере, оградить себя патентами), как она обычно делала, опубликовала полные проекты, включая все электронные схемы, в книге стоимостью 49 долларов. Эта книга помогла другим компаниям производить сменные платы для IBM PC, что повысило бы совместимость и популярность этого компьютера. К несчастью для IBM, как только проект IBM PC стал широко известен, многие компании начали делать клоны PC и часто продавали их гораздо дешевле, чем IBM (поскольку все составные части компьютера можно было легко приобрести).

Первая версия IBM PC была оснащена операционной системой MS-DOS, которую выпускала тогда ещё крошечная корпорация Microsoft. IBM и Microsoft совместно разработали последовавшую за MS-DOS операционную систему OS/2, характерной чертой которой был графический пользовательский интерфейс (Graphical User Interface, GUI), сходный с интерфейсом Apple Macintosh. Между тем компания Microsoft также разработала собственную операционную систему Windows, которая работала на основе MS-DOS, на случай, если OS/2 не будет иметь спроса. OS/2 действительно не пользовалась спросом, a Microsoft успешно продолжала выпускать операционную систему Windows, что послужило причиной грандиозного раздора между IBM и Microsoft.

Легенда о том, как крошечная компания Intel и ещё более крошечная, чем Intel, компания Microsoft умудрились свергнуть IBM, одну из самых крупных, самых богатых и самых влиятельных корпораций в мировой истории, подробно излагается в бизнес-школах всего мира.

С 1982 по 1989 год были выпущены версии процессоров Intel: 186-й (1-го поколения), 286-й (2-го поколения), 386-й (3-го поколения), 486-й (4-го поколения). В 1993 г. появился процессор под новой торговой маркой Pentium, являющийся процессором Intel 5-го поколения. Современные процессоры Intel Pentium гораздо быстрее 486-го процессора, но с точки зрения архитектуры они просто представляют собой его более мощные версии.

В середине 1980-х годов на смену CISC (Complex Instruction Set Computer — компьютер с полным набором команд) пришёл компьютер RISC (Reduced Instruction Set Computer — компьютер с сокращённым набором команд). RISC-команды были проще и работали гораздо быстрее.

В 1990-х годах появились суперскалярные процессоры, которые могли выполнять много команд одновременно, часто не в том порядке, в котором они располагаются в программе. Вплоть до 1992 года персональные компьютеры были 8-, 16- и 32-разрядными. Затем появилась революционная 64-разрядная модель Alpha производства DEC — самый что ни на есть настоящий RISC-компьютер, намного превзошедший по показателям производительности все прочие ПК. Впрочем, тогда коммерческий успех этой модели оказался весьма скромным — лишь через десятилетие 64-разрядные машины приобрели популярность, да и то лишь в качестве профессиональных серверов.

Невидимые компьютеры (пятое поколение)

Apple Newton.

В 1981 году правительство Японии объявило о намерениях выделить национальным компаниям 500 миллионов долларов на разработку компьютеров пятого поколения на основе технологий искусственного интеллекта, которые должны были потеснить «тугие на голову» машины четвёртого поколения. Однако, несмотря на большой шум, японский проект разработки компьютеров пятого поколения в конечном итоге показал свою несостоятельность и был аккуратно «задвинут в дальний ящик». В каком-то смысле эта ситуация оказалась близка той, с которой столкнулся Беббидж: идея настолько опередила свое время, что для её реализации не нашлось адекватной технологической базы. То, что можно назвать пятым поколением компьютеров, все же материализовалось, но в весьма неожиданном виде — компьютеры начали стремительно уменьшаться. Модель Apple Newton, появившаяся в 1993 году, наглядно доказала, что компьютер можно уместить в корпусе размером с кассетный плеер.

Реализованный в Newton рукописный ввод, казалось бы, усложнил дело, но впоследствии пользовательский интерфейс подобных машин, которые теперь называются персональными электронными секретарями (Personal Digital Assistants, PDA), или просто карманными компьютерами, был усовершенствован и приобрел широкую популярность. Многие карманные компьютеры сегодня не менее мощны, чем обычные ПК двух-трехлетней давности.

Значительно большее значение придается так называемым «невидимым» компьютерам — тем, что встраиваются в бытовую технику, часы, банковские карточки и огромное количество других устройств. Процессоры этого типа предусматривают широкие функциональные возможности и не менее широкий спектр вариантов применения за весьма умеренную цену. Вопрос о том, можно ли свести эти микросхемы в одно полноценное поколение (а существуют они с 1970-х годов), остается дискуссионным. Факт в том, что они на порядок расширяют возможности бытовых и других устройств. Уже сейчас влияние невидимых компьютеров на развитие мировой промышленности очень велико, и с годами оно будет возрастать.

Дополнение

Год выпуска Имя компьютера Создатель Примечания
1834 Аналитическая машина Беббидж Первая попытка построить цифровой компьютер
1936 Z1 Зус Первая релейная вычислительная машина
1943 COLOSSUS Британское правительство Первый электронный компьютер
1944 Mark 1 Айкен Первый американский многоцелевой компьютер
1946 ENIAC 1 Экерт/Моушли С этой машины начинается история современных компьютеров
1949 EDSAC Уилкс Первый компьютер с программами, хранящимися в памяти
1951 Whirlwind I МТИ Первый компьютер реального времени
1952 IAS Фон Нейман Этот проект используется в большинстве современных компьютеров
1960 PDP - 1 DEC Первый мини - компьютер (продано 50 экземпляров)
1961 1401 IBM Очень популярный маленький компьютер
1962 7094 IBM Очень популярная небольшая вычислительная машина
1963 B5000 Burroughs Первая машина, разработанная для языка высого уровня
1964 360 IBM Первое семейство компьютеров
1964 6600 CDC Первый суперкомпьютер для научных расчетов
1965 PDP-8 DEC Первый мини-компьютер массового потребления
1970 PDP-11 DEC Эти мини-компьютеры доминировали на рынке в конце 70-х
1974 8080 Intel Первый универсальный 8-разрядный компьютер на микросхеме
1974 CRAY-1 Cray Первый векторный суперкомпьютер
1978 VAX DEC Первый 32-разрядный суперминикомпьютер
1981 IBM PC IBM Началась эра современных персональных компьютеров
1981 Osborne-1 Osborne Первый портативный компьютер
1983 Lisa Apple Первый ПК с графическим пользовательским интерфейсом
1985 386 Intel Первый 32-разрядный предшественник линейки Pentium
1985 MIPS MIPS Первый компьютер RISC
1987 SPARC Sun Первая рабочая станция RISC на основе процессора SPARC
1990 RS6000 IBM Первый суперскалярный компьютер
1992 Alpha DEC Первый 64-разрядный ПК
1993 Newton Apple Первый карманный компьютер

См.

также
  • Аппаратная платформа компьютера
  • Архитектура персонального компьютера

Литература

1. Slater, R. Portraits in Silicon, Cambridge, MA: M.I.T. Press, 1987.

2. Bechini, A., Conte, T.M., and Prete, С A. «Opportunities and Challenges in Embedded Systems», IEEE Micro Magazine, vol. 24, pp. 8–9, July-Aug. 2004.

3. Henkel, J., Ни, X.S., and Bhattachatyya, S.S. «Taking on the Embedded System Challenge», IEEE Computer Magazine, vol. 36, pp. 35–37, April 2003.

4. Weiser, M. «The Computer for the 21st Century», IEEE Pervasive Computing, vol. 1, pp. 19–25, Jan.-March 2002; originally published in Scientific American, Sept. 1991.

5. Lutz,J., and Hasan, A. «High Performance FPGA based Elliptic Curve Cryptographic Co-Processor», Proc. Int'l Conf. on Inf. Tech.: Coding and Computing, IEEE, pp. 486–492, 2004.

6. Saha, D., and Mukherjee, A. «Pervasive Computing: A Paradigm for the 21st Century», IEEE Computer Magazine, vol. 36, pp.  25–31, March 2003.

7. Sakamura, K. «Making Computers Invisible», IEEE Micro Magazine, vol. 22, pp. 7–11, 2002.

Примечания

  1. Согласно ГОСТ 15971-90, вычислительная машина (ВМ, Computer) — совокупность технических средств, создающая возможность проведения обработки информации и получение результата в необходимой форме. Примечание. Как правило, в состав ВМ входит и системное программное обеспечение
  2. ГОСТ 15971-90. СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ. Термины и определения (Information processing systems. Terms and definitions)
Это заготовка статьи о компьютерах. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Это примечание по возможности следует заменить более точным.

1. Понятие архитектуры пк .Внешняя и внутренняя архитектура пк.

Ход работы

Введение

1. Понятие архитектуры ПК .Внешняя и внутренняя архитектура ПК. 2.Минимальный и расширенный комплект ПК. Перечень включаемых в комплекты устройств их назначения и использования в работе.

3.Основные устройства ввода информации клавиатуры: типы разновидности , назначения , функции. Основные группы клавиш стандартной клавиатуры.

4. Опишите зону спец. клавиш. Для чего используются дублированные клавиши.

5.Дайте развёрнутую характеристику малой цифровой клавиатуре, клавиатуре управления курсором и редактирования. Укажите комбинацию сочетания клавиш выполняющих специальных функций.

6. Единицы измерения информации их отношения. Дать характеристику

основным видом накопителей, выполните их сравнительный анализ с

указаниям ёмкости и надёжности использования.

Вывод

Список литературы

Введение.

Компьютер (англ. computer — вычислитель) представляет собой программируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления, а также выполнять другие задачи манипулирования символами.

Существует два основных класса компьютеров:

- цифровые компьютеры, обрабатывающие данные в виде числовых двоичных кодов;

- аналоговые компьютеры, обрабатывающие непрерывно меняющиеся физические величины (электрическое напряжение, время и т.д.), которые являются аналогами вычисляемых величин.

Поскольку в настоящее время подавляющее большинство компьютеров являются цифровыми, далее будем рассматривать только этот класс компьютеров и слово "компьютер" употреблять в значении "цифровой компьютер".

Основу компьютеров образует аппаратура (HardWare), построенная, в основном, с использованием электронных и электромеханических элементов и устройств. Принцип действия компьютеров состоит в выполнении программ (SoftWare) — заранее заданных, четко определённых последовательностей арифметических, логических и других операций.

Любая компьютерная программа представляет собой последовательность отдельных команд.

Команда — это описание операции, которую должен выполнить компьютер. Как правило, у команды есть свой код (условное обозначение), исходные данные (операнды) и результат.

Например, у команды "сложить два числа" операндами являются слагаемые, а результатом — их сумма. А у команды "стоп" операндов нет, а результатом является прекращение работы программы.

Результат команды вырабатывается по точно определенным для данной команды правилам, заложенным в конструкцию компьютера.

Совокупность команд, выполняемых данным компьютером, называется системой команд этого компьютера.

Компьютеры работают с очень высокой скоростью, составляющей миллионы - сотни миллионов операций в секунду.

Компьютер - это многофункциональное электронное устройство для накопления, обработки и передачи информации.

Под архитектурой компьютера понимается его логическая организация, структура и ресурсы, т.е. средства вычислительной системы, которые могут быть выделены процессу обработки данных на определенный интервал времени.

Архитектура компьютера – это логическая организация и структура аппаратных и программных ресурсов вычислительной системы. Архитектура заключает в себе требования к функциональности и принципы организации основных узлов ЭВМ.

Используя аналогию с градостроительством, естественно понимать под архитектурой ЭВМ ту совокупность их характеристик, которая необходима пользователю. Это, прежде всего, основные устройства и блоки ЭВМ, а также структура связей между ними. И действительно, если заглянуть, например в "Толковый словарь по вычислительным системам", мы прочтем там, что термин "архитектура ЭВМ используется для описания принципа действия, конфигурации и взаимного соединения основных логических узлов ЭВМ(вследствие чего термин "архитектура" оказывается ближе к обыденному значению этого слова)".

Обычно под архитектурой ПК понимают их организацию с точки зрения пользователя, т.е. весь комплекс программных и аппаратных средств, обеспечивающих процесс программирования задач и их решения на компьютерах. Описание архитектуры включает в себя информацию о пользовательских возможностях программирования, системы команд, структуры центрального процессора и организации памяти, а также описание аппаратных средств, входящих в состав ПК, набора внешних устройств и способов связи с ними.

ПК представляет собой некоторый комплекс взаимосвязанных устройств, каждый из которых выполняет определенную функцию. Минимальная конфигурация компьютера, т.е. такой набор элементов, без которого работа с ПК становится бессмысленной (базовый набор), включает в себя системный блок, монитор, клавиатуру.

Внешняя и внутренняя архитектура ПК.

Внешняя архитектура:

Системный блок — функциональный элемент, защищающий внутренние компоненты ПК от внешнего воздействия и механических повреждений, поддерживающий необходимый температурный режим внутри системного блока, экранирующий создаваемые внутренними компонентами электромагнитное излучение и является основой для дальнейшего расширения системы.

Монитор, дисплей — универсальное устройство визуального отображения всех видов информации.

Клавиатура — одно из основных устройств ввода информации от пользователя в компьютер.

манипулятор «мышь» — одно из указательных устройств ввода, обеспечивающих интерфейс пользователя с компьютером.

Принтер — устройство печати цифровой информации на твёрдый носитель, обычно на бумагу.

Сканер — устройство, которое, анализируя какой-либо объект (обычно изображение, текст), создаёт цифровую копию изображения объекта.

Акустическая — устройство для воспроизведения звука.

Внутренняя архитектура ПК:

Чипсет — набор микросхем, спроектированных для совместной работы с целью выполнения набора каких-либо функций.

Материнская плата — это сложная многослойная печатная плата, на которой устанавливаются основные компоненты персонального компьютера (центральный процессор, контроллер ОЗУ и собственно ОЗУ, загрузочное ПЗУ, контроллеры базовых интерфейсов ввода-вывода).

Оперативная память — в информатике — память, часть системы памяти ЭВМ, в которую процессор может обратиться за одну операцию.

Центральный процессор — исполнитель машинных инструкций, часть аппаратного обеспечения компьютера или программируемого логического контроллера, отвечающий за выполнение операций, заданных программами.

Видеокарта — устройство, преобразующее изображение, находящееся в памяти компьютера, в видеосигнал для монитора.

Звуковая карта — это плата, которая позволяет работать со звуком на компьютере.

Накопитель на жёстких магнитных дисках или НЖМД (Disk Drive, HDD, HMDD) — устройство хранения информации, основанное на принципе магнитной записи. Является основным накопителем данных в большинстве компьютеров.

Сетевая плата, сетевая карта, сетевой адаптер — периферийное устройство, позволяющее компьютеру взаимодействовать с другими устройствами сети.

Модем — устройство, применяющееся в системах связи и выполняющее функцию модуляции и демодуляции.

Компьютерный блок питания — блок питания, предназначенный для снабжения узлов компьютера электрической энергией.

Дисковод — электромеханическое устройство, позволяющее осуществить чтение/запись информации на цифровые носители имеющие форму диска.

Система охлаждения компьютера — набор средств для отвода тепла (по сути охлаждения) в компьютере.

ТВ-тюнер — род телевизионного приёмника (тюнера), предназначенный для приёма телевизионного сигнала в различных форматах вещания с показом на мониторе компьютера.

Что такое компьютерная архитектура? - Центр компьютерных наук

Хотя термин «архитектура компьютера» звучит очень сложно, его определение проще, чем можно подумать. Компьютерная архитектура — это наука или набор правил, определяющих, как компьютерное программное и аппаратное обеспечение соединяются вместе и взаимодействуют, чтобы компьютер работал. Он определяет не только то, как работает компьютер, но и какие технологии он поддерживает. Компьютеры продолжают играть важную роль в нашей жизни, и компьютерные архитекторы продолжают разрабатывать новые и более совершенные программы и технологии.

Связанный рейтинг: 10 лучших онлайн-программ на получение степени в области компьютерных наук

Что такое компьютерная архитектура?

Компьютерная архитектура — это спецификация, описывающая, как аппаратные и программные технологии взаимодействуют для создания компьютерной платформы или системы. Когда мы думаем о слове «архитектура», мы думаем о строительстве дома или здания. Помня о том же принципе, компьютерная архитектура включает в себя создание компьютера и всего, что входит в компьютерную систему. Компьютерная архитектура состоит из трех основных категорий.

  • Дизайн системы. Сюда входят все аппаратные части, такие как ЦП, процессоры данных, мультипроцессоры, контроллеры памяти и прямой доступ к памяти. Эта часть является фактической компьютерной системой.
  • Архитектура набора инструкций — включает в себя функции и возможности ЦП, язык программирования ЦП, форматы данных, типы регистров процессора и инструкции, используемые программистами. Эта часть представляет собой программное обеспечение, которое заставляет его работать, например, Windows, Photoshop или аналогичные программы.
  • Микроархитектура — определяет элемент обработки и хранения данных или пути данных и то, как они должны быть реализованы в архитектуре набора команд. Это могут быть устройства хранения DVD или аналогичные устройства.

Все эти части идут вместе в определенном порядке и должны быть разработаны по образцу, чтобы они функционировали правильно.

Как стать компьютерным архитектором

Чтобы стать компьютерным архитектором, которого часто называют архитектором компьютерных сетей, кандидат должен иметь как минимум степень бакалавра в области компьютерных наук, инженерии, информационных систем или смежных областях. Лучшие программы для начинающих компьютерных архитекторов — это компьютерные области, потому что они предлагают студентам наиболее практический опыт проектирования баз данных или сетевой безопасности, которые важны для компьютерных архитекторов. Эти занятия также обучают студентов различным технологиям, используемым в различных сетях.

Некоторые студенты выбирают получение степени MBA (магистр делового администрирования) с упором на информационные системы. Преимущество этой программы в том, что она предлагает как компьютерные, так и бизнес-курсы. Даже после получения степени от соискателей может потребоваться не менее пяти лет опыта работы с ИТ-системами, прежде чем они будут приняты на работу в качестве компьютерного архитектора. Некоторые компьютерные архитекторы, набравшись достаточного опыта, становятся менеджерами компьютеров и информационных систем.

Перспективы карьеры

Пока у нас есть компьютеры и все части, которые входят в компьютерную систему, спрос на компьютерных архитекторов будет продолжаться. Ожидается, что компьютерные архитекторы увидят рост занятости на 6% в период с 2016 по 2026 год, согласно данным Бюро статистики труда США (BLS). Хотя облачные вычисления несколько уменьшили потребность в компьютерных архитекторах, они будут по-прежнему востребованы, поскольку предприятия продолжают увеличивать свои технологические потребности. BLS сообщает, что компьютерные архитекторы по всей стране получали заработную плату от 58 160 до 162,39 долларов.0 по состоянию на май 2017 года со средней заработной платой в размере 107 870 долларов США.

Заключение

В связи с тем, что компьютеры все больше основаны на технологиях, компьютерная архитектура будет оставаться интересной карьерой для кандидатов, заинтересованных в разработке этих машин.

Связанные ресурсы:

  • Что такое когнитивная архитектура?
  • В чем разница между компьютерным программным обеспечением и компьютерным оборудованием?

Что такое архитектура компьютера? - Университет Сандерленда

Компьютеры являются ключевой частью нашей повседневной жизни, от машин, которые мы используем для работы, до смартфонов и смарт-часов, на которые мы полагаемся.

Все компьютеры, независимо от их размера, основаны на наборе правил, определяющих, как программное и аппаратное обеспечение объединяются и взаимодействуют друг с другом, чтобы заставить их работать. Это то, что известно как компьютерная архитектура. В этой статье мы собираемся углубиться в то, что на самом деле представляет собой компьютерная архитектура.

Компьютерная архитектура – ​​это организация компонентов, составляющих компьютерную систему, и значение операций, определяющих ее функции. Он определяет, что видно в машинном интерфейсе, на который нацелены языки программирования и их компиляторы.

Три категории компьютерной архитектуры

Существуют три категории компьютерной архитектуры, и все они работают вместе, чтобы заставить машину работать.

Проект системы

Проект системы включает в себя все аппаратные части компьютера, включая процессоры данных, мультипроцессоры, контроллеры памяти и прямой доступ к памяти. Он также включает в себя графический процессор (GPU). Эта часть представляет собой физическую компьютерную систему.

Архитектура набора инструкций (ISA)

Сюда входят функции и возможности центрального процессора (ЦП). Это встроенный язык программирования, который определяет, какие программы он может выполнять или обрабатывать. Эта часть представляет собой программное обеспечение, которое обеспечивает работу компьютера, например операционные системы, такие как Windows на ПК или iOS на Apple iPhone, и включает в себя форматы данных и запрограммированный набор инструкций.

Микроархитектура

Микроархитектура также известна как компьютерная организация и определяет элементы обработки и хранения данных и то, как они должны быть реализованы в ISA. Это аппаратная реализация того, как ISA реализована в конкретном процессоре.

Эволюция процессоров

Компьютер со сложным набором команд (CISC) и компьютер с сокращенным набором команд (RISC) — два основных подхода к архитектуре процессора.

Процессоры CISC имеют один процессор, внешнюю память и небольшой набор регистров с сотнями различных инструкций. Эти процессоры имеют одну инструкцию для выполнения задачи и имеют то преимущество, что облегчают работу программиста, поскольку для выполнения работы требуется меньше строк кода. Этот подход использует меньше памяти, но выполнение инструкций может занять больше времени.

Архитектура RISC стала результатом переосмысления, которое привело к разработке высокопроизводительных процессоров. Аппаратное обеспечение максимально простое и быстрое, а сложные инструкции можно выполнять с помощью более простых инструкций.

Микропроцессоры представляют собой цифровые системы, которые считывают и выполняют инструкции машинного языка. Инструкции представлены в символическом формате, называемом языком ассемблера. Это процессоры, реализованные на одной интегральной схеме. В настоящее время широко используются микропроцессоры серии Intel Pentium, IBM PowerPC и Sun SPARC. Почти все современные процессоры являются микропроцессорами, которые часто входят в стандартную комплектацию машин фон Неймана.

Архитектура фон Неймана

Математик Джон фон Нейман и его коллеги в 1945 году предложили архитектуру фон Неймана, согласно которой компьютер состоит из: процессора с арифметико-логическим устройством (АЛУ) и блока управления; блок памяти, который может напрямую связываться с процессором с помощью соединений, называемых шинами; разъемы для устройств ввода/вывода; и вторичное хранилище для сохранения и резервного копирования данных.

Основная вычислительная концепция этой архитектуры заключается в том, что инструкции и данные загружаются в один и тот же блок памяти, который является основной памятью компьютера и состоит из набора адресуемых ячеек. Затем процессор может получить доступ к инструкциям и данным, необходимым для выполнения компьютерной программы, используя выделенные соединения, называемые шинами — адресную шину, которая используется для идентификации адресованного местоположения, и шину данных, которая используется для передачи содержимого в место и из места. .

Плюсы и минусы архитектуры фон Неймана

Компьютеры как физические объекты сильно изменились за 76 лет, прошедших с тех пор, как была предложена архитектура фон Неймана. Суперкомпьютеры в 1940-х годах занимали целую комнату, но имели очень простую функциональность по сравнению с современными умными часами, которые имеют небольшой размер, но имеют значительно более высокую производительность. Однако по своей сути компьютеры изменились очень мало, и почти все компьютеры, созданные с тех пор и до сих пор, работали практически на одной и той же архитектуре фон Неймана.

Архитектура фон Неймана оказалась столь успешной по ряду причин. Его относительно легко реализовать на аппаратном уровне, а машины фон Неймана детерминированы и интроспективны. Их можно описать математически, и каждый шаг их вычислительного процесса понятен. Вы также можете положиться на них, чтобы всегда генерировать один и тот же результат на одном наборе входных данных.

Самая большая проблема с машинами фон Неймана заключается в том, что их сложно закодировать. Это привело к развитию компьютерного программирования, которое берет проблемы реального мира и объясняет их машинам фон Неймана.

При написании программы алгоритм сводится к формальным инструкциям, которым может следовать машина фон Неймана. Однако проблема заключается в том, что не все алгоритмы и задачи легко свести к минимуму, оставив нерешенными проблемы.

Гарвардская архитектура

Другой популярной компьютерной архитектурой, хотя и менее популярной, чем архитектура фон Неймана, является гарвардская архитектура.


Learn more

Только новые статьи

Введите свой e-mail

Видео-курс

Blender для новичков

Ваше имя:Ваш E-Mail: